Существуют ещё два важных дополнительных различия, которые имеются между обучением и учением. Обучение отличается от научения тем, это отмечено у Р.С.Немова, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, в то время как научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности, связанный с работой учащегося, также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. В первом случае учение является стороной обучения, трактуемой в широком смысле слова, а во втором – результатом того, что называется социализацией. Научение может являться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятие учения и обучения обычно связаны со специальной учебной деятельностью. Автор Р.С.Немов считает, что процесс научения, как деятельность, реализуется за счёт следующих учебно-интеллектуальных механизмов:
Формирование ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
Подражание. Выступает в качестве основы для формирования, главным образом, умений и навыков.
Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.
Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребёнка.
Творчество. Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образов.
Задача совершенствования научения сводится к тому. Чтобы задействовать в нём все описанные механизмы. Успех научения зависит от многих факторов, и среди них важное место занимают психологические факторы. Мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности: настойчивости, целеустремлённости, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и т.д. К числу психологических факторов успешности учебной деятельности также можно отнести умение взаимодействовать с другими людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего, с учителями и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения. Все перечисленные факторы относятся не только к ученику, но также и к учителю, однако к последнему – в их специфическом преломлении, связанном с обучением других людей. Важное значение в процессе приобретения знаний имеет установка на научение, то есть постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл которой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для учеников – чему-либо научиться.
Знание теории научения и обучения поможет учителю в обучении детей устным высказываниям, покажет пути формирования умений через использование и применение учебно-интеллектуальных алгоритмов, знания учебной деятельности как процесса, включающего приобретение знаний, умений и навыков, процесса совершенствования и развития способностей ребёнка.
Смотрите также::
Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного
возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...
Историко-педагогический аспект развития теории
познавательного интереса учащихся
Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения – императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Вызвать ин ...
Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруж ...