Таким образом, мы видим, что непосредственный опыт невозможно сделать единственной основой воспитания (по крайней мере, когда дело касается поощрений и наказаний). На примере приведённых цитат видно, что дать единый рецепт воспитания невозможно. Локк часто повторяет, что если вам удалось внушить ребёнку уважение к себе, любовь к учёбе и т. д. то. Но как удалось, он не объясняет. Точно также в тексте часто появляется интуиция. Потому, что, в конечном счёте, оказывается, что меры наказания и награждения, должны остаются на усмотрение воспитателя, которое всегда субъективно. В своих идеях относительно воспитания Локк приходит к тем же результатам, что и в своей гносеологии. Лучшие батареи отопления биметаллические.
Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.
Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате "О воспитании джентльмена" он недвусмысленно пишет: "Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена".
Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах: "Некоторые мысли о воспитании" и "О пользовании разумом". Локк предложил программу воспитания "джентльмена", "делового человека" буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование.
Таблица 1 Программа воспитания "джентльмена" по Дж. Локку
Содержание |
Цели воспитания |
Пути и средства воспитания |
Физическое воспитание |
Укрепление здоровья ребенка |
Закалка, режим дня, культура питания, занятия спортом |
Нравственное воспитание |
Выработка представления о добродетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек |
Положительный пример, окружающая среда |
Умственное воспитание |
Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук |
Практико-ориентированный характер обучения |
Трудовое воспитание |
Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел |
Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство |
В отличие от Средневековья, где цель воспитания — подготовка к загробной жизни, Локк провозглашает конкретную цель воспитания — воспитание предприимчивого буржуа, "умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно". Поскольку, по Локку, цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой "здоровый дух в здоровом теле", начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья. С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практические рекомендации, как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость.
Смотрите также::
Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и
оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продуктивное, полезное, действенно ...
Режиссерский сценарий
Интерактивная игра начинается с заставки, которая призвана произвести на пользователя, в данном случае – ребенка, определенное впечатление, создать настроение и заинтересовать его. Это первое впечатление самое важное. С заставки ребенок должен вникнуть в общий смысл игры. В процессе работы над прое ...
Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об
экологической культуре у детей
На современном этапе развития методики экологического образования дошкольников сложился определённый арсенал методов организации и средств работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, в ...