Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Работа с изобразительно – выразительными средствами языка

Работа с изобразительно – выразительными средствами языка

Страница 2

.Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов .

И рады мы

Проказам матушки-зимы . .

Метафорой может быть как одно слово, так и целая картина. Наиболее развернутая метафора — это аллегория, т. е. такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык — имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова, например, аллегория в сказках, баснях, где действуют обычно животные.

Метафоричность речи свойственна младшим школьникам. "Солнышко спать ушло", "собака любит загорать", "травка пить хочет" — такие выражения часты не только в речи дошкольников, но и первоклассников. С возрастом дети становятся "реалистами" и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.

В то же время начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

а) обнаружение в тексте "образных" слов;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: "Какую картину ты представляешь себе?";

г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Предмет и понятие педагогики
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обог ...

Проблемы современной арт-педагогики
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика ...

Педагогические функции хореографического коллектива
На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличив ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru