.Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов .
И рады мы
Проказам матушки-зимы . .
Метафорой может быть как одно слово, так и целая картина. Наиболее развернутая метафора — это аллегория, т. е. такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык — имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова, например, аллегория в сказках, баснях, где действуют обычно животные.
Метафоричность речи свойственна младшим школьникам. "Солнышко спать ушло", "собака любит загорать", "травка пить хочет" — такие выражения часты не только в речи дошкольников, но и первоклассников. С возрастом дети становятся "реалистами" и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.
В то же время начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте "образных" слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: "Какую картину ты представляешь себе?";
г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.
Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами.
Смотрите также::
Индивидуальные внеклассные занятия
Чаще всего предпосылкой организации индивидуальных занятий с учащимися бывает проявление интереса на уроке. Обычно интерес учащихся на уроке реализуется в вопросах, желании более углубленно изучить тему. Например, на уроке по теме “Кровообращение”, учащиеся задают вопросы, связанные с демонстрацией ...
Воспитание сказками Пушкина
Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что современные "дети не знают названия чувств"; "Из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость - горе". А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д ...
Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном
возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...