Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Методика работы со словом

Методика работы со словом

Страница 2

8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического определения. Этот прием нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — "военный корабль".

Можно сделать вывод, что разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.

Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.

Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться:

- оттенками лексического значения;

- эмоционально-экспрессивной окраской;

- стилистической принадлежностью;

- степенью употребительности;

- сочетаемостью с другими словами.

В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

2) подбор синонимов, которые могут служить заменой друг другу, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

3) специальные упражнения с синонимами;

4) активизация употребления синонимов, т.е. использование в связной речи;

5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Сальникова Т.П. приводит примеры простейших упражнений с синонимами.

1. Дается ряд слов, относящихся к одной части речи. В нем две синонимические группы и одно - два "конфликтных" слова. Задание состоит в том, чтобы из ряда выписать или вычленить устно эти группы: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

2. Синонимы располагаются по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.

3. Подбираются синонимы к данному слову. Затем с каждым из них составляются предложения.

4. В данном предложении слово поочередно заменяется разными синонимами. Определяется, в чем различие значений этих слов.

5. Выбирается наиболее точное слово из двух-трех синонимов.

Главная цель всякого лексического упражнения — использование детьми слов в собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках. Далее, обратим внимание на антонимы.

Антонимы — слова с противоположными значениями. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения. 1. Подобрать антонимы к данным словам: тьма — ., холодный — . . 2.Составить предложения с антонимами, точнее, с парами антонимов.

3.Заменить антонимы в предложении: Заяц бегает быстро. Черепаха ползает

4.Продолжить начатое предложение с антонимами: В поле холодно, а в беличьем домике

5.Подобрать антонимы к многозначным словам: свежий хлеб — . хлеб, свежий ветер — . ветер.

6.Составить параллельные синонимические ряды: старый, ветхий — новый, крепкий.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике
Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих ...

Значение лабораторных работ
Перед биологическим образованием поставлена задача повышения качества усвоения знаний, привития учащимся умений самостоятельно пополнять и углублять знания, формирования умений и навыков использования знаний в учебной работе, на практике, в жизни. Решению этих задач во многом способствует рациональ ...

Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требо-ваний – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, кото-рый должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структуриро ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru