Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Методика работы со словом

Методика работы со словом

Страница 2

8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического определения. Этот прием нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — "военный корабль".

Можно сделать вывод, что разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.

Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.

Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться:

- оттенками лексического значения;

- эмоционально-экспрессивной окраской;

- стилистической принадлежностью;

- степенью употребительности;

- сочетаемостью с другими словами.

В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

2) подбор синонимов, которые могут служить заменой друг другу, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

3) специальные упражнения с синонимами;

4) активизация употребления синонимов, т.е. использование в связной речи;

5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Сальникова Т.П. приводит примеры простейших упражнений с синонимами.

1. Дается ряд слов, относящихся к одной части речи. В нем две синонимические группы и одно - два "конфликтных" слова. Задание состоит в том, чтобы из ряда выписать или вычленить устно эти группы: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

2. Синонимы располагаются по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова.

3. Подбираются синонимы к данному слову. Затем с каждым из них составляются предложения.

4. В данном предложении слово поочередно заменяется разными синонимами. Определяется, в чем различие значений этих слов.

5. Выбирается наиболее точное слово из двух-трех синонимов.

Главная цель всякого лексического упражнения — использование детьми слов в собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках. Далее, обратим внимание на антонимы.

Антонимы — слова с противоположными значениями. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения. 1. Подобрать антонимы к данным словам: тьма — ., холодный — . . 2.Составить предложения с антонимами, точнее, с парами антонимов.

3.Заменить антонимы в предложении: Заяц бегает быстро. Черепаха ползает

4.Продолжить начатое предложение с антонимами: В поле холодно, а в беличьем домике

5.Подобрать антонимы к многозначным словам: свежий хлеб — . хлеб, свежий ветер — . ветер.

6.Составить параллельные синонимические ряды: старый, ветхий — новый, крепкий.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...

Психология мыслительного процесса и его фазы
Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. с динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное само ...

Личностная рефлексия как одно из новообразований в младшем школьном периоде
Два других важных новообразования младшего школьного периода – это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат "reflexio" – "обращение назад") – это процесс самопознания субьектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии первоначально ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru