Доказано что, богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.
Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, с музыкой, изобразительным искусством, производительным трудом, общественной работой, со спортом, играми и т.д. По разным данным, дети семи лет, приходящие в школу имеют в своем словаре 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5- 8 тысячами новых слов. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения и грамматики. Следовательно, для нормального обогащения словаря учащихся начальных классов на каждый день необходимо планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления - еще 5-6 слов.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.
Необходимо повторить, что словарная работа в школе складывается из:
- обогащения словаря;
- уточнения словаря;
- активизации словаря;
- устранения нелитературных слов.
Что же является основными источниками обогащения словаря? Известно, что источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в " Книгах для чтения", в учебниках русского языка, природоведения, а так же речь учителя, внеклассное чтение учащихся. Нужно отметить, что учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны,- доступную лексику.
Чтобы решить задачу обогащения, уточнения, активизации словарного необходимо на каждом уроке в начальной школе использовать разнообразные упражнения.
Рассмотрим упражнения по всем вышеуказанным направлениям.
Для начала рассмотрим основные приемы по обогащению словаря, расположив по степени их развивающего потенциала:
1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: "От какого слова образовано это слово?" или: "Почему так назвали: подосиновик, леденец, односельчане?" Данный способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2. Сопоставление слов в целях выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый.
3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка "высвечивает" значение слов; школьники легче понимают не" только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость, выразительность.
4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми. Задание является вариантом предыдущего. Этот прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.
5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
6. Показ предмета картинки, макета, чучела или действия. Это средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали либо нарисовали сами, то их познавательная активность достаточно высока.
7. Способ подбора синонимов. Это один из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь - воин.
Смотрите также::
Понятие
общения как социально - психологического феномена
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. В определенном смысле и педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспита ...
Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками
Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования показывают на то, что после 9 л ...
О личности Кандинского
Вполне логично будет начать с рассказа о личности нашего героя, Василия Васильевича Кандинского. В данном случае именно его пример был выбран автором этой работы далеко не просто так. Давайте обратимся к первичной информации об этом человеке, которую мы получим почти из любого справочника: "Ва ...