Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Методика работы со словом

Методика работы со словом

Страница 1

Доказано что, богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, с музыкой, изобразительным искусством, производительным трудом, общественной работой, со спортом, играми и т.д. По разным данным, дети семи лет, приходящие в школу имеют в своем словаре 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5- 8 тысячами новых слов. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения и грамматики. Следовательно, для нормального обогащения словаря учащихся начальных классов на каждый день необходимо планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления - еще 5-6 слов. Кэрол Дуэк Гибкое сознание книга в кратком изложении Гибкое сознание Кэрол Дуэк.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.

Необходимо повторить, что словарная работа в школе складывается из:

- обогащения словаря;

- уточнения словаря;

- активизации словаря;

- устранения нелитературных слов.

Что же является основными источниками обогащения словаря? Известно, что источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в " Книгах для чтения", в учебниках русского языка, природоведения, а так же речь учителя, внеклассное чтение учащихся. Нужно отметить, что учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны,- доступную лексику.

Чтобы решить задачу обогащения, уточнения, активизации словарного необходимо на каждом уроке в начальной школе использовать разнообразные упражнения.

Рассмотрим упражнения по всем вышеуказанным направлениям.

Для начала рассмотрим основные приемы по обогащению словаря, расположив по степени их развивающего потенциала:

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: "От какого слова образовано это слово?" или: "Почему так назвали: подосиновик, леденец, односельчане?" Данный способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слов в целях выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый.

3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка "высвечивает" значение слов; школьники легче понимают не" только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость, выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми. Задание является вариантом предыдущего. Этот прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Показ предмета картинки, макета, чучела или действия. Это средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали либо нарисовали сами, то их познавательная активность достаточно высока.

7. Способ подбора синонимов. Это один из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь - воин.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Основные компоненты педагогического искусства
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительны ...

Внеклассное чтение
Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися. Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы: - подбор и изучение научно-популярной литера ...

Формирующий этап опытно- экспериментальной работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции письменной речи на среднем этапе обучения немецкому языку»
Формирующий этап был основан на проведении системы уроков, направленных на формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи. Данный этап предполагал наряду с использованием упражнений, предложенных автором учебника, применение дополнительных упражнений, направленных на формиров ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru