Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Некоторые теоретические подходы к определению понятия "познавательный интерес"

Некоторые теоретические подходы к определению понятия "познавательный интерес"

Страница 2

и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

По предметной направленности интересов вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и другие.

Одной из самых значительных областей общего феномена "интерес" является познавательные интересы, имеющие особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием. единая упрощенная налоговая декларация нулевая образец заполнения для ип

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения.

Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути к овладения знаниями.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов.26 В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

активный поиск;

догадка;

исследовательский подход;

готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:

эмоциями удивления;

чувством интеллектуальной радости;

чувством успеха.

В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, которое так же лежит в основе познавательного интереса.

Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес, полный мысли27.

В середине 70-х – середине 80-х годов дидактическая мысль сосредотачивалась на проблеме познавательных интересов как мотивов эффективной учебной деятельности.

В известной мере обобщая результаты собственных многочисленных исследований, опираясь на теоретический опыт, накопленный и вне их научной школы, ленинградские дидакты З.И. Васильева, В.Н. Максимова, Г.И. Щукина предложили оригинальную концепцию формирования познавательных интересов учащихся.28

В их трактовке познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

В то же время, познавательный интерес глубоко личностное образование, несводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника.

Особенность познавательного интереса заключается в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, которые привлекают учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызвать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся.

Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением.

Результаты дидактических исследований создавали методологические основания для более углубленного изучения познавательных интересов и их развития в процессе педагогического стимулирования (Ю.Е. Бабанский, Г.И. Гамбург, К.А. Лыгалева и другие).

Принципиальным было осмысление дидактами различия между интересом как средством обучения и интересом как личностным образованием, мотивом учения (Г.И. Щукина).

Отмечалось, что стремясь использовать средства "занимательности", учитель достигает известного эффекта в обучении. В то же время занимательность моментальна и эмотивна и не производит существенного сдвига в умственной деятельности детей, а познавательный интерес активизирует умственную деятельность не только в данный момент, то есть способствует организации последующей деятельности.29 Это средство привлечения внимания к предмету или процессу изучения способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативности, эпизодичности на стадию более устойчивого интереса.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Женская одежда. Рубахи
Рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма крестьян Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. В зависимости от покроя в области плечевого пояса женские рубахи можно подразделить на следующие типы: туникообразные, поликовые, со слитны ...

Опыт работы по формированию коллективизма у школьников
Большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением педагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблем ...

Методика использования подвижных игр в детском саду
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных предметов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Опыт Н.Н. Кальпио, Н.Г. Кожевниковой, В.И. Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru