Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 12

понимание им вопросов;

умение логически построить свой ответ, используя активный словарь;

объем знаний ученика по данному предмету.

Вопрос учителя в значительной мере предопределяет ответ ученика, являясь лексической подсказкой, но в условиях специ­альной школы даже правильно сформулированный вопрос учите­ля не всегда предрешает правильность ответа учащегося.

Учитель должен очень внимательно относиться к ответу уче­ников и не оставлять без исправления ни одной допущенной ошибки или неточности. Умственно отсталые дети часто готовы ограничиться однословными ответами утвердительного или отрицательного характера. Необходимо, чтобы ученик отвечал раз­вернутой фразой с использованием лексики вопроса. Задача учи­теля заключается в том, чтобы научить ребенка вести беседу, пра­вильно строить свое сообщение или рассказ, исчерпывающе под­робно отвечать на поставленный вопрос.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из дейст­венных методов овладения учебным материалом. Умения и навы­ки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Основное внимание при использовании этого метода обучения Уделяется следующим требованиям:

- каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается;

- учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выпол­нению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, за­дание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо прове­рить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ог­раничиваться только указанием на страницу, на которой находит­ся учебная статья, правила и т. п., учащиеся должны ясно пред­ставлять себе характер работы: какой материал нужно воспроиз­вести, какова последовательность учебных операций и т. д.;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с кни­гой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить ра­боту по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и система­тизацию имеющегося у детей опыта, с другой - учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Демонстрация объекта может предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом. Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессе объяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует его изображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случае активность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятся ярче.

Первые демонстрации, с которыми учитель обращается к учащимся, - это демонстрации натуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий учащихся об окружающем мире. Внимание детей следует обращать не только на новые, незнакомые им объекты, но и на объекты, достаточно хорошо известные. В последнем случае используется метод наблюдения, которое предшествует изучению объекта. Предлагая ребенку определенную последовательность изучения объекта, мы способствуем развитию у ученика мышления (например, логического).

Работа по развитию круга элементарных представлений на основе исследования объекта значительно обогащает чувственный опыт умственно отсталых учащихся, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Важно, чтобы ученики не начинали говорить раньше, чем у них сложится яркое, разно­стороннее представление об изучаемом предмете. Поэтому связ­ная передача впечатлений откладывается на более поздний мо­мент урока. Тогда ученикам можно задать напоминающие и сис­тематизирующие вопросы.

От демонстрации натуральных объектов следует переходить к I демонстрации моделей. Поначалу это уменьшенные копии натуральных вещей - игрушки. Демонстрацию натуральных объектов и их моделей лучше проводить одновременно. Таким образом у ребенка постепенно формируется умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью.

Следующий этап - это переход от работы с отдельными пред­метами к работе с группой предметов. Здесь важно установить отношения между элементами наблюдаемого объекта, и прежде всего отношения пространственные, выражаемые словами «впе­реди», «позади»,«слева», «сверху» и т. д.

К демонстрации как методу в специальной школе можно предъявить следующие общие требования:

демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Смотрите также::

Самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения элективному курсу «Ресурсы интернет в помощь филологу»
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциаль ...

Логика в ораторском искусстве
Во время работы в школе я обратила внимание на то, что дети не умеют строить речь логически и композиционно верно. Устное публичное выступление всегда привлекает ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но оно по себе немного стоит, если не опирается на логическую организацию речи. Отсу ...

Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача&q ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru