Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 12

понимание им вопросов;

умение логически построить свой ответ, используя активный словарь;

объем знаний ученика по данному предмету.

Вопрос учителя в значительной мере предопределяет ответ ученика, являясь лексической подсказкой, но в условиях специ­альной школы даже правильно сформулированный вопрос учите­ля не всегда предрешает правильность ответа учащегося.

Учитель должен очень внимательно относиться к ответу уче­ников и не оставлять без исправления ни одной допущенной ошибки или неточности. Умственно отсталые дети часто готовы ограничиться однословными ответами утвердительного или отрицательного характера. Необходимо, чтобы ученик отвечал раз­вернутой фразой с использованием лексики вопроса. Задача учи­теля заключается в том, чтобы научить ребенка вести беседу, пра­вильно строить свое сообщение или рассказ, исчерпывающе под­робно отвечать на поставленный вопрос.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из дейст­венных методов овладения учебным материалом. Умения и навы­ки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Основное внимание при использовании этого метода обучения Уделяется следующим требованиям:

- каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается;

- учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выпол­нению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, за­дание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо прове­рить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ог­раничиваться только указанием на страницу, на которой находит­ся учебная статья, правила и т. п., учащиеся должны ясно пред­ставлять себе характер работы: какой материал нужно воспроиз­вести, какова последовательность учебных операций и т. д.;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с кни­гой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить ра­боту по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и система­тизацию имеющегося у детей опыта, с другой - учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Демонстрация объекта может предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом. Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессе объяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует его изображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случае активность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятся ярче.

Первые демонстрации, с которыми учитель обращается к учащимся, - это демонстрации натуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий учащихся об окружающем мире. Внимание детей следует обращать не только на новые, незнакомые им объекты, но и на объекты, достаточно хорошо известные. В последнем случае используется метод наблюдения, которое предшествует изучению объекта. Предлагая ребенку определенную последовательность изучения объекта, мы способствуем развитию у ученика мышления (например, логического).

Работа по развитию круга элементарных представлений на основе исследования объекта значительно обогащает чувственный опыт умственно отсталых учащихся, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Важно, чтобы ученики не начинали говорить раньше, чем у них сложится яркое, разно­стороннее представление об изучаемом предмете. Поэтому связ­ная передача впечатлений откладывается на более поздний мо­мент урока. Тогда ученикам можно задать напоминающие и сис­тематизирующие вопросы.

От демонстрации натуральных объектов следует переходить к I демонстрации моделей. Поначалу это уменьшенные копии натуральных вещей - игрушки. Демонстрацию натуральных объектов и их моделей лучше проводить одновременно. Таким образом у ребенка постепенно формируется умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью.

Следующий этап - это переход от работы с отдельными пред­метами к работе с группой предметов. Здесь важно установить отношения между элементами наблюдаемого объекта, и прежде всего отношения пространственные, выражаемые словами «впе­реди», «позади»,«слева», «сверху» и т. д.

К демонстрации как методу в специальной школе можно предъявить следующие общие требования:

демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Смотрите также::

Полное внутреннее отражение
В учебнике Пинского полное внутреннее отражение рассматривается на опыте с оптической шайбой. Другими схемами и рисунками это явление никак не представлено. В учебнике Пурышевой на рисунке представлено несколько преломлённых лучей, которые переходят из оптически более плотной среды в менее плотную. ...

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...

Речь, её особенности. Процессы речи
Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов: ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru