Новое в педагогике » Процесс организации учебного цикла в ВУЗе на примере юридических дисциплин » Формы организации учебного процесса в вузе

Формы организации учебного процесса в вузе

Страница 1

Современная система педагогических технологий юридического образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Таким образом, ведущая цель диверсификации правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

В дидактике высшей школы выделяют следующие основные принципы учебных занятий, главная цель которых связана с подготовкой профессиональных кадров:

. недопустимость однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на студентов (слушателей);

. четкая системность каждого учебного занятия как комплексной системы организационной, учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью студентов (слушателей), направленной на достижение цели усвоения дидактических требований государственного стандарта;

. оптимальное сочетание принципов традиционного и инновационного обучения;

. высокая правовая и общая культура преподавателя высшей школы, выступающего в лице педагога, ученого и наставника формирующегося специалиста.

Такой подход к изучению материала данной дисциплины направлен на дальнейшее совершенствование подготовки студентов. Знания, полученные при изучении правовой бухгалтерии, помогут не только при разрешении криминальных ситуаций, но и при оказании правовых услуг для отстаивания интересов сторон в гражданском и арбитражном процессе.

Усвоение основных положений и понятий правовой (судебной) бухгалтерии, бухгалтерского учета, а также возможность их практической реализации предполагает большее разнообразие, чередование практических занятий и теоретических семинаров (деловых игр, обсуждение материалов следственной, судебной и арбитражной практики и т. п.) и, разумеется, серьезную самостоятельную работу под руководством и контролем преподавателя. Значительное место при изучении данной дисциплины целесообразно отводить деловым играм, имитирующим реальную деятельность по использованию учетных документов при раскрытии и расследовании преступлений.

Методическим обеспечением игр могут служить подготовленные макеты взаимосвязанных документов (материалы уголовных дел), где в виде характерных несоответствий представлены неявные признаки противоправной деятельности. В ходе преподавания целесообразно использовать приемы, которые создают ситуации, провоцирующие студентов на свободное самовыражение их мнений по обсуждаемым вопросам и способствующие формированию навыков рассуждения рефлексивным способом не только за себя, но и за противную сторону. Важно при этом обеспечить участие в обсуждении затронутого вопроса всех студентов. В процессе изучения дисциплины целесообразно проведение нескольких контрольных работ.

Серьезные требования сегодня предъявляются к формам организации учебного процесса.

Лекция - логически последовательное, систематизированное изложение определенных научных знаний и материалов перед студентами (слушателями) с целью передачи им соответствующих знаний и воспитания навыков творческого мышления. В данном случае имеются в виду учебные лекции, которые являются одной из основных форм учебного процесса и главным методом преподавания в высших учебных заведениях.

Особенностью лекционного процесса является наличие нескольких типов лекций. Это вводные, заключительные, установочные и обзорные лекции.

С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками и т. д.

Наибольший эффект в преподавании правовой бухгалтерии достигается при использовании информационно-объяснительной и проблемной лекций. Подчеркнем, что главным являются не знания сами по себе, а образ мышления, за формирование которого у студентов (слушателей) ответственность несет лектор, т. е. лекция приобщает слушателя к творчеству, размышлению.

Определенные требования предъявляются к лектору как лицу, которому вуз поручил чтение лекций. Чаще всего авторы работ о методике чтения лекций рисуют образ идеального лектора. Обычно отмечаются такие качества, которыми должен обладать лектор: обширные знания, эрудиция, высокая компетентность в тех вопросах, которые составляют предмет лекции, свободное владение соответствующим учебным материалом и, кроме того, своеобразным многократным информационным «запасом прочности» (В.Л. Суховерхий); наличие самостоятельных результатов в научнопрактической работе и новых идей, умение обеспечить живое, доходчивое и увлекательное изложение материала (О.С. Иоффе); лектор должен быть авторитетным, опытным и владеющим в полной мере педагогическим мастерством, уметь пользоваться жестом, мимикой, заботиться о своей прическе, костюме (Л.С. Галескик, Ю.Х. Калмыков). К такому идеалу лектора необходимо стремиться каждому преподавателю.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Продуктивная деятельность как условие развития воображения
Изучение природы и развития механизмов целостных образов, предваряющих и констатирующих расчлененную и детализированную картину тех или иных фрагментов действительности, в продуктивной деятельности наталкивается на существенные трудности, в частности, при этом встает задача выявления способов объек ...

Сравнение чисел
Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока "Сравнение чисел". Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал на прошлом уроке. (номера 974, 978 (а, в, д, ж) и 985) Что у вас получились в номере 974. (проверка по цепочке). а) 0 < 3; б) 0 > - 5; в) ...

Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как пр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru