Как считает Джуринский А.Н., школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный), либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
Васильева З.И. и др., утверждает, что только для трех высших каст обучение считалось обязательным. Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) – посвящения в ученики. "Учитель, получая ученика как зародыш, дает ему второе рождение", - гласила древнеиндийская мудрость.
Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, у брахмана дети находились с 7-9 лет до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру – свекра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств".
В период ученичества человек должен был приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте. Обучение в Древней Индии было основано на устной передаче знаний. Ученики воспринимали тексты на слух, разбирали и заучивали их. От них требовалось понимание текста. Новый урок давался учителем только после усвоения учеником предыдущего урока. Экзамены отсутствовали на всех этапах обучения. После посвящения дети брахманов занимались преимущественно изучением священных текстов и грамматики. Дети кшатриев и вайшьев изучали те же тексты в сокращенном объеме, а также отрасли знания, необходимые им в будущем,- военное дело, письмоводство, счетоводство, агротехнику и т.д.
Главное внимание уделялось изучению элементов богослужения, чтению формул – священных текстов вед и собственно церемониям, совершаемым на алтарной площадке. К подготовке подходили очень строго. Тексты заучивали мальчики в доме у гуру, практические навыки в ритуале поддерживались традицией и повседневной практикой. Жрецом мог быть лишь тот, кто родился в семье брахмана и получил образование в доме наставника.
Шудры могли лишь обучаться грамоте и приобретать знания, необходимые им для практической деятельности. Обучение детей письму и счету начиналось за несколько лет до обряда упанаяны.
Многие ученые, в том числе и Никитич Л.А., отмечают влияние буддизма на образование в Древней Индии. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.
Буддийские монахи заучивали и периодически повторяли слова Учителя (Будды) – его изречения, составившие сборник "Джаммапада". Они передавали легенды о жизни Просветленного. Значительная часть преданий восходила к сюжетам, не имевшим прямого отношения к буддизму. Народные сказки, старинные афоризмы или новеллы – многое искусственно связывалось с именем Будды. Герой, воплощающий высокую мораль, представлял собой не что иное, как Бодхисаттву – Будду в одном из прежних рождений. Эти рассказы о перерождениях носят название "Джатаки". Своеобразный стиль буддийских проповеднических текстов с обилием монотонных повторов и вариаций одной и той же темы способствовал их запоминанию и особому воздействию на психику.
Сложилось и представление о содержании образования. Просветленный должен изучить восемнадцать областей знаний, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста.
Смотрите также::
Анализ результатов и эффективность работы
учителей по использованию инновационных педагогических технологий на уроках
Нами был проведён опрос среди педагогов школы №7 г. Волковыска. Учителям был задан вопрос: какие инновационные педагогические технологии вы чаще всего используете на уроках математики: Игровые технологии Технология проблемного обучения Технология «Шаг за шагом» Технология модульного обучения Технол ...
Российское законодательство в области развития физической
культуры и спорта
В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая сит ...
Влияние процессов глобализации на формирование современной
образовательной системы в Российской Федерации
Процессы глобализации оказывают влияние на сферу образования по разным направлениям, порождая целый ряд проблем и противоречий, которые предстоит преодолеть. Среди них можно выделить: -проблему гармонизации процессов глобализации и регионализации, включая опасность потери уникальности каждого челов ...