Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения » Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, реализуемые в процессе обучения

Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста, реализуемые в процессе обучения

Страница 2

- формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- формировать пространственно-временные представления и понятия;

- развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;

- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;

- оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей;

- создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.

Поэтому педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Порядок включения в работу таких заданий регулируется последовательностью формирования фонематических процессов в онтогенезе и может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

первый этап - совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

второй этап - развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений;

третий этап - формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий:

- после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

- чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

- запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

- прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);

- различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

- запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух-трех элементов и постепенно доводя их число до шести-семи;

- выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

- подобрать сходные по звучанию слова;

- найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;

- угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

Третий этап работы непосредственно направлен на воспитание у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов.

Педагог предлагает детям:

- выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

- выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные - взрывные в конце, а щелевые - в начале слова);

- найти общий звук в словах;

- выделить из текста слова с заданным звуком;

- придумать самостоятельно слова с определенным звуком (придумать любые слова; придумать слова - названия животных, названия птиц и т.д.);

- различать в словах звуки, близкие по звучанию или артикуляции;

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Общая характеристика коммуникативного метода
Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а следовательно, и сформулировать ...

Виды воображения
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создан ...

Диагностическая работа по определению изменения уровня развития коллективизма
Цель: выявить изменился ли уровень развития коллективизма у школьников, проанализировать поделанную работу, направленную на формирование и коррекцию данного чувства у учащихся. Для проведения диагностической работы были взяты те же две группы детей по десять человек: экспериментальная и контрольная ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru