Новое в педагогике » Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства » Виды воображения

Виды воображения

Страница 2

Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.

Неправильно думать, что творчество - свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Наоборот, все новое, значительное, замечательное создано великим трудом.

"Когда пишу что-нибудь, то думаю об этом и когда обедаю, и когда сплю, и когда с кем-нибудь разговариваю" (Ф.М. Достоевский). "Поверите ли, даже во сне не могу избавиться от своей машины. Порой мне снятся рисунки и расчеты" (И. Лавочкин). "Забываю мир", - писал А.С. Пушкин, "Забываю все", - говорил П.И. Чайковский о состоянии творческого вдохновения.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда. "Вдохновение - это награда за каторжный труд", - писал И.Е. Репин. П.И. Чайковский говорил о том, что вдохновение не приходит к ленивым.

Вдохновение только тогда возможно, когда накоплен большой опыт наблюдений, когда уже выяснен замысел произведения и ученый, писатель или художник целиком захвачены выполнением задуманного.

Вначале идея или замысел возникают обычно в неясном, расплывчатом виде.

Затем наступает "вынашивание" замысла, в ходе которого идея уточняется, иногда частично или даже коренным образом меняется. Это происходит в результате уяснения требований, которым должно удовлетворять это новое, в процессе новых поисков или при более глубоком изучении уже известных материалов, на которые должно опираться творчество нового, реализация творческих замыслов.

Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Еще в древности люди мечтали о полетах - эти мечты получили свое выражение в мифе о Дедале и Икаре. Наши предки создали сказку о ковре-самолете. Эти мечты содействовали тому, что человек, действительно, научился летать.

В наше время люди идут в мечтах еще дальше. К.Э. Циолковский теоретически обосновал осуществимость и возможность того, о чем только мечтал человек - о полетах на планеты. Эту мечту начали успешно осуществлять советские люди. Ю. Гагарин и Г. Титов первыми в мире начали покорение космоса, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Николаева-Терешкова успешно продолжили полеты в космосе и его дальнейшее исследование. То, о чем сегодня только мечтает человек, завтра может проявиться в его творческом замысле, а затем и воплотиться в действительность.

Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в его самостоятельности, оригинальности, в его творческом характере. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Особенности развития эмоций детей дошкольного возраста
Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и т. ...

Теоретические основы развития игры
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что псих ...

Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требо-ваний – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, кото-рый должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структуриро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru