Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении » Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи детей

Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи детей

Страница 2

Проблемное обучение – это такая организация воспитательно-образовательного процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение. Происходит активизация мыслительной деятельности, ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него проявляется уверенность в собственной компетенции. Повышенный познавательный интерес стимулирует речевую инициативу, что в сою очередь подкрепляется умением задавать вопросы. А потому надо развивать у детей навык построении разных моделей вопросительного высказывания. Для этого в жизнь группы целесообразно вводить игры, стимулирующие вопросительную активность ребенка («Спроси – мы ответим», «У кого больше вопросов?», «Почемучки», «Данетка»), викторины. Речевая работа во время экспериментальной, опытнической деятельности помогает обогащению, активизации и актуализации словаря. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые детьми предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты «изучения», а речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст. Непосредственно образовательная деятельность имеет целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи. Во время непосредственно образовательной деятельности, носящей название «Введение в грамоту», даются начатки грамоты .

Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием речевой активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Существуют фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы вне занятий. К обязательным фронтальным формам, отраженным в перспективных планах педагогов, можно отнести следующие:

артикуляционная, в подготовительной группе - речевая гимнастика;

речевые игры, упражнения и задания;

игротека;

речевые минутки;

разучивание стихов.

При отборе материала педагогу необходимо помнить главное требование: игры, упражнения, задания должны охватывать всех детей группы (активизировать максимальное количество детей).

Подгрупповая и индивидуальная работа планируются в зависимости от проблем в развитии речи одного или нескольких детей, выявленным в результате обследования и наблюдений.

Таким образом, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Несмотря на тяжелое военное и экономическое пол ...

Методика организации текущего контроля при изучении квадратных уравнений в 8 классе
В данном параграфе приведем примеры уроков по теме «Квадратные уравнения». План опроса по этой теме мы составили выше. Если рассматривать дидактические материалы и разработки самостоятельных работ, то в дидактических материалах к учебнику Алгебра – 8 под редакцией Теляковского самостоятельные работ ...

Общие понятия об инновациях, эффективность их использования
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru