Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении » Особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте

Особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте

Страница 5

Т.А. Ладыженская, Н.И. Формановская и др. авторы дают характеристику диалога: для диалога характерны такие выразительные формы, как интонация, темп, тон и др. – все то. Что образует речевое поведение.

Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно выговариваться, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Н.И. Формановская выделяет правила ведения диалога, т.е. правила для говорящего и правила для слушающего.

Правила для говорящего:

говорящему приписывается доброжелательное отношение к собеседнику; следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника, выражать уверенность, доброжелательность к адресату;

следует проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость, с учетом общественного положения адресата, его пола, возраста и т.д.

не рекомендуется ставить в центр внимания «собственное я», предписывается быть в скромных самооценках, не навязывать собеседнику собственное мнение;

говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли;

говорящему следует уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации;

говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил предпосылке, чтобы следствие вытекало из причин;

говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены, т.е. необходимо следить за тем, чтобы слушатель не устал;

говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом;

говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, а значит, принимает от него множество сигналов невербальной (несловесной) коммуникации: необходимо сохранять дистанцию между собой и партнером, быть сдержанным в меру в жестах, мимике.

Правила для слушающего:

не следует прерывать собеседника;

слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему;

не вставлять неуместных замечаний, не переводить слушание в собственное говорение;

выслушивая, поставить в центр внимания говорящего и его интересы;

вовремя оценить речь собеседника, т. е. необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело, вступая в диалог;

если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, т.е. реагировать на речь, направленную не к тебе.

Таким образом, правила для говорящего и слушающего связаны, т.к. они – две неразрывные стороны общения. Однако наблюдения показывают. Что особенно много нарушений общения со стороны именно слушающих .

М.М. Бахтин отмечает, что в речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективно-эмоциональное оценивающее отношение говорящего к содержанию своего высказывания. Это также определяет выбор лексических, грамматических и композиционных средств.

Исходя из единства формы и содержания предложения как грамматической категории, лингвисты определяют предложение как слову или группу слов, выражающих относительно законченную мысль и грамматически оформленных. Это обусловливает и работу воспитателя по формированию умения детей строить предложения:

вырабатывать у детей умение достаточно полно и точно излагать свои мысли;

развивать интонационную выразительность как «грамматическое средство оформление предложения в устной речи»;

вырабатывать умение детей подбирать при составлении предложения наиболее точные по смыслу слова.

Очень важно научить составлять предложения разных типов. А.Н. Гвоздев неоднократно подчеркивал это и придавал огромное значение овладению синтаксисом сложных предложений, поскольку они «дают исключения связей и взаимоотношений мыслей».

Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др.

Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: прослеживается динамика развития общения на каждом возрастном этапе развития личности; овладение языковыми формами происходит на осознанном уровне в процессе коммуникативно-речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Смотрите также::

Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...

Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей
Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию диалогической речи детей дошкольного года в процессе интеграции образовательных областей и определить её эффективность. По результатам первичного обследования дошкольники, посещавшие две разные группы, были поделены на две равнозначные ...

Коммуникативный подход – средство развития компетенции
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение языком как средством общения. Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru