Внутренняя энергия может изменяться под действием каких-либо внешних факторов, либо при совершении работы, либо в процессе теплопередачи. В первом случае мерой изменения внутренней энергии является работа, во втором количество переданного теплоты. Работа, так же как и количество теплоты, зависит не только от конечного и начального состояния системы, но и от того, при каком процессе происходило изменение состояния. Количество теплоты и работа характеризуют процесс изменения состояния и не являются функциями состояния.
Следует разъяснить школьникам, что работа и теплопередача – неравноценные способы изменения внутренней энергии. Работа – изменение энергии упорядоченного движения, совершение работы может привести к изменению как механической, так и внутренней энергии. При теплопередаче изменяется энергия хаотического движения частиц системы, а это ведёт лишь к изменению её внутренней энергии. Впервые с понятием внутренней энергии учащихся знакомят в базовом курсе. В старших классах понятие внутренней энергии получает дальнейшее развитие и обобщение на основе молекулярно-кинетических представлений. В частности, внутреннюю энергии. Рассматривают как величину, зависящую от состояния тела (или системы), определяемого термодинамическими параметрами (p,V,T).Подчеркивают мысль: внутренняя энергия является однозначной функцией состояния.
Развитие и усугубление понятия внутренней энергии идёт по пути его применения к идеальному газу. Если в рамках термодинамики нас интересует изменение внутренней энергии, то для идеального газа можно вычислить значение внутренней энергии в данном состоянии:
;
;
(для одноатомного газа).
Внутренняя энергия идеального газа зависит только от его температуры.
Используя первый закон термодинамики, показывают, как изменяется внутренняя энергия идеального газа при различных изопроцессах, и объясняют характер этого изменения с молекулярно-кинетической точки зрения
Понятие количества теплоты и калориметрические расчёты достаточно полно изучают в базовом курсе физики, поэтому в старших классах, этот материал лишь повторяют.
Изучение первого закона термодинамики продолжает формировать представления старшеклассников о фундаментальном естественнонаучном принципе – принципе сохранения энергии.
Открытие первого закона термодинамики относится к числу трех крупнейших события 19 в., наряду с открытием клетки и созданием теории Дарвина. В школьном курсе физики первый закон термодинамики изучают как обобщение большого числа опытных данных, установивших соотношение между количеством теплоты, получаемых за счёт работы, и совершённой работой.
Прежде чем приступить к изучению первого закона термодинамики, целесообразно повторить закон сохранения энергии в механических процессах, при этом особое внимание уделяют обсуждению вопроса о том, что механическая энергия сохраняется в замкнутых консервативных системах. Если система не является консервативной, то её механическая энергия не сохраняется, она частично или полностью превращается во внутреннюю энергию, но при этом сохраняется полная энергия системы.
Далее рассматривают, какими способами можно изменить внутреннюю энергию системы. Этот материал изучали в базовом курсе физики, поэтому здесь его повторяют и обобщают. В результате школьников подводят к выводу: внутреннюю энергию можно изменить либо в процессе теплопередачи, либо при совершении работы, либо про совершении работы и при теплопередаче одновременно.
Смотрите также::
Психолого-педагогическая работа библиотекаря
В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей. Для ребят библиотека - не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, к ...
Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции
образовательных областей
Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию диалогической речи детей дошкольного года в процессе интеграции образовательных областей и определить её эффективность. По результатам первичного обследования дошкольники, посещавшие две разные группы, были поделены на две равнозначные ...
Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого
социализма
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, о ...