Новое в педагогике » Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста » Интеллектуальная рефлексия у младших школьников

Интеллектуальная рефлексия у младших школьников

Страница 2

В современной теории учебной деятельности выделяют, как правило, три основные сферы проявления рефлексии (деятельность и мышление; коммуникация и кооперация; самосознание). Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где громадную роль играет воображение, которое является в дошкольном периоде центральным новообразованием. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.

Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с непол­ноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием иг­рового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения .

Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то кому-либо другому, он сам лучше начинает понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию (математическому, грамматическому и др.) необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Дисперсия света
В учебнике Мякишева на рисунке (84) представлена стилизованное изображение опыта Ньютона. Во-первых это рисунок иллюстрирует опыт из истории физики, что расширяет кругозор учащихся, во-вторых сам по себе опыт интересен и рисунок является незаурядным, т. к. он представлен не схемой с условными обозн ...

Виды и особенности детского творчества
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Изобр ...

Процесс оценки знаний
Проверка – является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Пр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru