Выделяют следующие уровни познавательной активности дошкольников:
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется данная активность стремлением ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Показателем интерпретирующей активности, по мнению ученого, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческая активность, характеризующаяся интересом и стремлением ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением.
Таким образом, познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Смотрите также::
Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и ...
Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной
деятельности
Под термином «нетрадиционные» подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, различный бросовый материал, снег, репьи, бумажная масса, тесто и т.д. Термин «нетрадиционные материалы» ...
Содержание работы по формированию навыка правильного чтения у
учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня
Изучив и проанализировав уровень сформированности навыка чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня мы можем предложить следующий комплекс упражнений, направленный на развитие всех качеств чтения, а именно: 1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения; 2) упра ...