Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа.
Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей.
Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму.
Коллектив – (от латинского слова collectivus – собирательный) социальная общность людей, объединенной на основе общественной значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельностью и общения.
В психологии коллектив – это контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии.
В педагогике коллектив – это организованные общности детей и взрослых.
В толковом словаре дается следующее определение коллектива: коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, интересами.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Из понятия коллектив появилось ещё одно понятие – коллективизм. Как и коллектив, это понятие имеет несколько трактовок.
Коллективизм (от латинского слова collectivus – собирательный) – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида, и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.
Из словаря русского языка: коллективизм – принцип общности, коллективное начало (в труде, в какой-либо деятельности и т.д.).
Таким образом, рассмотрев различные подходы к определению коллектива можно сделать вывод, что единого понятия не существует.
Но можно сказать, что наиболее общим определением коллектива является:
Коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Так обозначил коллектив А.С. Макаренко.
Смотрите также::
Методики изучения агрессивности у младших школьников с нарушением
интеллекта
Для определения содержания комплексного подхода к проблеме организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта была организована опытно-экспериментальная работа. Данная работа проводилась на базе Муниципального специального (коррекционного) общеоб ...
Источники мотивации в процессе обучения
Необходимо, чтобы процесс обучения захватывал его целиком, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Ребенка в ходе учения не должно покидать чувство постепенного, постоянного обогащения его жизни, удовлетворения его растущих познавательных потребностей и интересов. познавательные силы ...
Работа со словом как одно из направлений работы учащихся начальных классов
В статье "О первоначальном преподавании русского языка" К. Д. Ушинский так определил его цели: Во- первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во- вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в- третьих, усвоить д ...