6-10 лет - учебная;
10-15 лет - общественно-полезная;
15-18 лет - профессиональная.
В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:
Младенчество (до 1 года )
Преддошкольный период (1-3)
Дошкольный возраст (3-6)
Младший (3-4)
Средний (4-5)
Старший (5-6)
Младший школьный возраст (6-10)
Средний школьный возраст (10-15)
Старший школьный возраст (15-18)
Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.
Психолого-педагогические доминанты развития дошкольников : развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений.
Психолого-педагогические доминанты младших школьников : изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.
Психолого-педагогические доминанты старших школьников : акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.
Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Отметим условность и известную подвижность выделенных периодов.
Полный жизненный цикл по Э.Эриксону
Стадии |
Радиус значимых отношений |
Основной выбор или кризисное противоречие возраста |
Позитивные "новообразования" возраста |
Деструктивные "новообразования" возраста |
Младенчество 0-1 |
Мать |
Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности |
Базисное доверие, надежда |
Уход от общения и деятельности |
Раннее детство 2-3 |
Родители |
Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений |
Воля |
Навязчивость (импульсивность или соглашательство) |
Возраст игры 3-5 |
Семья |
Личная инициатива против чувства вины и страха порицания |
Целеустремленность, целенаправленность |
Заторможенность |
Школьный возраст 6-11 |
Соседи, школа |
Предприимчивость против чувства неполноценности |
Компетентность, умелость |
Инертность |
Подростки 11-18 |
Группы сверстников |
Идентичность против смешения идентичности |
Верность |
Застенчивость, негативизм |
Юность 18-25 |
Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники |
Интимность против изоляции |
Любовь |
Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений) |
Взрослость 25-60 |
Разделенный труд и общий дом |
Производительность против застоя, поглощенности собой |
Забота, милосердие |
Отверженность |
Старость после 60 |
Человечество - "мой род" |
Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения |
Мудрость |
Презрение |
Смотрите также::
Детское эстрадное творчество
С первых шагов Советской власти в области искусств были приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Театрально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и возглавлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел,. Первые мероприятия эт ...
Анализ современных учебно-методических комплектов
по английскому языку на предмет контроля речевой деятельности
В практической части данной работы мы осуществим анализ тех учебно-методических комплектов, которые вошли в Федеральный перечень учебников по иностранному языку, рекомендованы и допущены Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2010/ ...
Сходство и различие между понятиями “подход к обучению” и “метод обучения”
История методики преподавания иностранных языков за рубежом и в нашей стране, появление и развитие новых методов обучения языку в школе и вузе всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих базисных для методики наук коренным образо ...