Новое в педагогике » Эффективность функционирования образовательной системы в Российской Федерации » Понятие и структурные особенности образовательной системы РФ

Понятие и структурные особенности образовательной системы РФ

Страница 2

К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.

Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.

В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:

• дошкольное: ясли, детский сад;

• общеобразовательное (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;

• учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;

• специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

• учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.

Дошкольное воспитание и образование осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях - государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в возрасте до шести (семи) лет.

Школьное образование включает три ступени: «начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения)».

Начальное образование начинается в шесть (семь) лет и осуществляется в начальных школах и I-IV классах общеобразовательных школ и гимназий. Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в общеобразовательных школах и гимназиях, завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства о базовом школьном образовании. Базовая школа призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения подростка в жизнь общества, а также развитие его творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Роль и место курса истории математики при конструировании курса математики
Настоящее время характеризуется усилением внимания к гуманитарному потенциалу математического образования. Это связано с тенденцией мирового образовательного процесса по приобщению учащихся к духовной культуре, развитию их творческой деятельности, самостоятельному открытию новых знаний. Одним из ус ...

Механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической культуры
Стержнем выстраивания системы религиозного образования сегодня является церковный приход, являющийся образцом «обучающего воспитания» (прот. В. Зеньковский). Другой характерной чертой является выстраивание литургического соборного единства прихожан. Полноценное религиозное образование в рамках прих ...

Сущность содержательно-оценочной основы обучения
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно в ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru