Новое в педагогике » Эффективность функционирования образовательной системы в Российской Федерации » Понятие и структурные особенности образовательной системы РФ

Понятие и структурные особенности образовательной системы РФ

Страница 2

К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.

Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.

В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:

• дошкольное: ясли, детский сад;

• общеобразовательное (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;

• учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;

• специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

• учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.

Дошкольное воспитание и образование осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях - государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в возрасте до шести (семи) лет.

Школьное образование включает три ступени: «начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения)».

Начальное образование начинается в шесть (семь) лет и осуществляется в начальных школах и I-IV классах общеобразовательных школ и гимназий. Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в общеобразовательных школах и гимназиях, завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства о базовом школьном образовании. Базовая школа призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения подростка в жизнь общества, а также развитие его творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Преломление света призмой
В учебнике Касьянова на рисунке (71) изображена прямоугольная призма и рассмотрен ход лучей в ней. С помощью этого рисунка проводится вывод формулы для преломляющего угла призмы. Поэтому на нем изображены все необходимые для вывода величины. Но рисунок не загроможден и не затрудняет вывод формулы, ...

Основные методы и формы проверки знаний учащихся
На различных этапах обучения проверка осуществляется в различных формах и разными методами. В методике различают методы фронтальной и индивидуальной проверки. Фронтальная проверка применяется на этапах подготовки и изучения материала. Её преимущества заключаются в возможности: · выявить знания мног ...

Факторы определяющие перспективы образовательных компьютерных технологий
Наличие достаточно большого количества домашних компьютеров и потенциальных покупателей создают необходимые экономические предпосылки для развития образовательных компьютерных технологий на современном этапе. Не менее важным фактором, способствующим формированию и развитию рынка образовательных тех ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru