Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Методы профессиональной ориентации

Методы профессиональной ориентации

Страница 2

Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики Айзенка и ОСТ (особенности структуры темперамента), Кеттелла и Хола.

Выявления профессиональных установок осуществляется на основании стандартизованных тестов, среди которых широкое распространение получила методика Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных установок», которая ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность — зависимость; реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж и информированность и рациональность — боязнь. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в шкале зрелости профессиональных установок. Но это методика не подходит для выявления профессиональных установок в возрасте 14 – 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные установки весьма динамичны. Поэтому была разработана следующая методика, которая заключается в том, «что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время». Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются таким образом: «самостоятельность», сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении задачи выбора профессии; «подверженность эмоциональным влияниям» — включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения; «надежды на профессиональную перспективу» — включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего; «легкомысленность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора; «ориентация на предполагаемые неудачи» — включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего; «ощущение растерянности» — включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального конфликта» - включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации; «идеализация своего профессионального будущего» — включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее; «основательность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора; «ощущение собственной неспособности» — включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов.

Для диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций используется методика И. Кона, где тестируемые пишут сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет». Она позволяет выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры: социально-ролевую самоидентичность; ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими; способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

Еще одним методом используемом в профессиональной ориентации является «портфолио», который был введен в 82 школе г. Красноярска для учеников 9 классов. «Эта методика позволяет проанализировать выбор школьника, его учебную и индивидуальную активность». «Портфолио» заполняется самим учеником, родителями, учителями и друзьями. Цель этого метода: определение и реализация индивидом своих способностей, умений и потенциалов, а так же развитие стремления к самореализации. «Портфолио» состоит из таких разделов: «Листок успешности моей учебы», в котором содержатся оценки по четвертям, самостоятельные оценки знаний и отзывы преподавателей; «Мое свободное время», этот раздел включает разделы хобби и спортивные увлечения, в которых ученик оценивает свои увлечения и их результаты; «Мое культурное развитие», в котором прописывается и оценивается посещение общественных мест и прочитанная литература; «Мой образ жизни» содержит анкету, направленную на дачу оценки образу жизни учащегося; «Мои личные качества», в который заносятся результаты тестирования по разработанному пакету методик; приложение, в которое включены благодарственные письма, грамоты и т.п.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает ...

Результаты экспериментального исследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие особенности: Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению - 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие. В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибк ...

Перечень и описание модульных блоков
Таблица №2 Название описание модульных блоков Используемое оборудованные инструменты МБ№1. Основы использования ПК. Изучаются основные узлы ПК и переферийного оборудования, правила технической эксплуатации ПК, основы работы с ПК, организуется рабочее место, выполняются основные операции по использо ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru