Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Методы профессиональной ориентации

Методы профессиональной ориентации

Страница 2

Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики Айзенка и ОСТ (особенности структуры темперамента), Кеттелла и Хола.

Выявления профессиональных установок осуществляется на основании стандартизованных тестов, среди которых широкое распространение получила методика Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных установок», которая ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность — зависимость; реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж и информированность и рациональность — боязнь. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в шкале зрелости профессиональных установок. Но это методика не подходит для выявления профессиональных установок в возрасте 14 – 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные установки весьма динамичны. Поэтому была разработана следующая методика, которая заключается в том, «что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время». Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются таким образом: «самостоятельность», сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении задачи выбора профессии; «подверженность эмоциональным влияниям» — включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения; «надежды на профессиональную перспективу» — включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего; «легкомысленность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора; «ориентация на предполагаемые неудачи» — включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего; «ощущение растерянности» — включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального конфликта» - включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации; «идеализация своего профессионального будущего» — включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее; «основательность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора; «ощущение собственной неспособности» — включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов.

Для диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций используется методика И. Кона, где тестируемые пишут сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет». Она позволяет выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры: социально-ролевую самоидентичность; ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими; способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

Еще одним методом используемом в профессиональной ориентации является «портфолио», который был введен в 82 школе г. Красноярска для учеников 9 классов. «Эта методика позволяет проанализировать выбор школьника, его учебную и индивидуальную активность». «Портфолио» заполняется самим учеником, родителями, учителями и друзьями. Цель этого метода: определение и реализация индивидом своих способностей, умений и потенциалов, а так же развитие стремления к самореализации. «Портфолио» состоит из таких разделов: «Листок успешности моей учебы», в котором содержатся оценки по четвертям, самостоятельные оценки знаний и отзывы преподавателей; «Мое свободное время», этот раздел включает разделы хобби и спортивные увлечения, в которых ученик оценивает свои увлечения и их результаты; «Мое культурное развитие», в котором прописывается и оценивается посещение общественных мест и прочитанная литература; «Мой образ жизни» содержит анкету, направленную на дачу оценки образу жизни учащегося; «Мои личные качества», в который заносятся результаты тестирования по разработанному пакету методик; приложение, в которое включены благодарственные письма, грамоты и т.п.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Организация и техника научного исследования
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые н ...

Дисперсия света
В учебнике Мякишева на рисунке (84) представлена стилизованное изображение опыта Ньютона. Во-первых это рисунок иллюстрирует опыт из истории физики, что расширяет кругозор учащихся, во-вторых сам по себе опыт интересен и рисунок является незаурядным, т. к. он представлен не схемой с условными обозн ...

Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения
На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитани ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru