Новое в педагогике » Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии » Основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Л.В. Зиновьевой, Е.Н. Рыжанковой была разработана и апробирована пальчиковая азбука как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем русского языка. Пальчиковая азбука развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику. В методику работы по усвоению графемы входит 62 варианта изображения букв с помощью пальцев. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды занятий: построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом; сравнение пальчиковой буквы с образцом; предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца; рассмотрение предложенного варианта буквы; отгадывание буквы, построенной другим ребенком. Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

Отработка навыков определения взаимоотношений внешних объектов и тела сменяется на формирование умений использования в речи предложно – падежные конструкции.

А.В. Семенович в обучении предложно – падежным конструкциям с пространственным значением выделяет три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Целью подготовительного этапа она ставила формирования пространственного восприятия, зрительно – пространственных представлений как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования предложно – падежных конструкций. Поставленные задачи она предлагает реализовывать на занятиях, в игровой деятельности, режимных моментах в ходе выполнения заданий на развитие ориентировок в схеме тела, определении пространственного расположения предметов по отношению к самому себе пространственных соотношений между предметами и изображениями. В содержание своих упражнений А.В. Семенович включает стихотворение, вопросы, сюрпризные моменты, иллюстрации, фигурки сказочных героев, что вызывает интерес у детей.

Т.А. Павлова предлагает начинать работу по формированию предложно – падежных конструкций с обучения умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Сначала закрепляются предлоги с пространственным значением затем предлоги, обозначающие направление движения в пространстве.

Н.В. Соколова в работе по обучению детей навыку употребления предложно – падежных форм использует пять этапов:

Ø введение в пассивный словарь и активизация употребления предлогов места;

Ø работа над практическим усвоением предлогов и их дифференциация;

Ø усвоение предлогов за – из-за и дифференциация их с ранее изученными предлогами;

Ø введение в пассивный словарь и активизация предлогов под, перед, между;

Ø работа над глаголами движения и предлогами, обусловленными употреблением этих глаголов.

Таким образом, проведенный нами анализ основных направлений и содержания работ по формированию пространственных представлений должны строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Очевидно, что в ходе психического онтогенеза поломка в любом из звеньев приведет к аномалии развития пространственных представлений. Именно поэтому так важна последовательность в формировании пространственных представлений, как условие предупреждения дисграфии.

Наша работа была направлена на выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В результате анализа теоретических источников мы выявили следующее:

· Пространственные представления можно отнести к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т. д.

· Онтогенез развития пространственных представлений протекает в четкой последовательности в соответствии со структурой пространственных представлений. Следовательно, нарушение одного из звеньев, приведет к трудностям овладения письмом.

· Письмо представляет собой сложную структуру, и процесс овладения графическими навыками письма зависит от уровня сформированности пространственных представлений. Несформированность пространственных представлений приведет к возникновению нарушений письма (дисграфии) у детей младшего школьного возраста. Чтобы этого не произошло необходимо еще в дошкольном возрасте уделить внимание развитию пространственных представлений, при этом учитывать последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей
В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему " .с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекае ...

Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей ижеланий
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение); н ...

Определение задач и план исследовательской работы
Изучив научно - методическую, учебную, справочную литературу и статьи периодических изданий по организации младших школьников на уроках русского языка, мы сформулировали задачи исследования: 1. Выявить эффективность применения изученных методов и форм организации контроля учебной деятельности на ур ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru