Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Понятно, какие-то свойства предметов можно открыть самому — форму, цвет, тяжесть. Но главное в предмете — как он употребляется человеком. А это можно открыть, только подражая действиям взрослого, только получая от него сведения о вещах и явлениях, только используя эти предметы. Мы передаем ребенку человеческий опыт действий с предметами. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым. А само развитие речи делает возможным вообще все дальнейшее психическое развитие.
Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.
Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.
Смотрите также::
Историко-педагогический аспект развития теории
познавательного интереса учащихся
Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения – императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Вызвать ин ...
Контроль языковых навыков и речевых умений в средней школе
Разным этапам обучения свойственны свои объекты контроля. В зависимости от объектов контроля выбираются приемы контроля. Основными объектами контроля согласно государственному стандарту основного общего образования являются: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных в ...
Обзор школьных учебников по математике для 5-6
классов с точки зрения наличия элементов математического моделирования
В учебнике по математике для 5 класса Дорофеева Г. В., Петерсон Л. Г. уже во втором параграфе предлагается для изучения тема «Математические модели», поэтому далее весь материал опирается на понятия «математическая модель» и «моделирование». Авторы не дают определение модели, а на примере двух зада ...