Новое в педагогике » Педагогика джентльменского воспитания » Взгляды на воспитание джентльмена в письмах Ф. Честерфилда

Взгляды на воспитание джентльмена в письмах Ф. Честерфилда

Страница 2

Честерфилд очень четко определил основные задачи, которые должны решаться в процессе воспитания будущего джентльмена, наставляя сына: "Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, − без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком; и, наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только неприятным, но просто невыносимым".

Рассуждая о таких качествах, как благородство и честь, щедрость и доброта, правдивость и старательность, расположение к людям и сочувствие им, Честерфилд исходил прежде всего из чисто прагматических соображений, считая, что эти качества утвердят за человеком хорошую репутацию, удовлетворят его здоровое честолюбие и помогут занять высокое положение в обществе: "честолюбие глупца ограничивается стремлением иметь хороший выезд, хороший дом и хорошее платье − вещи, завести которые с таким же успехом может всякий, у кого много денег, ибо все это продается. Честолюбие же человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство, качества, которые никогда не могут быть куплены, а могут быть приобретены только тем, у кого ясная голова и доброе сердце".

Такой же утилитарный подход Честерфилд обнаруживает и в вопросах образования. Он не приемлет только книжное классическое образование, которое сохранилось в образовательной системе Англии со времен средневековья, и считает, что полезными являются только те знания, которые впоследствии могут быть использованы в государственной или дипломатической деятельности и окажутся нужными для жизни в свете. Вспоминая о своем обучении сначала дома, а потом в университете, Честерфилд пытался предостеречь сына от чрезмерного увлечения классикой: "Первым моим заблуждением было суеверное преклонение перед классической древностью, которым я проникся под влиянием классических книг и учителей, меня к ней приобщивших. У меня сложилось убеждение, что за последние полторы тысячи лет в мире не было ни истинного благородства, ни здравого смысла, что и то и другое совершенно исчезли, после того как перестали существовать древние Греция и Рим". Он разделял убеждение просветителей в неизменности человеческой природы, утверждая, что и "три тысячи лет назад природа была такою же, как сейчас; что люди и тогда и теперь были только людьми, что обычаи и моды часто меняются, человеческая же натура − одна и та же", и верил в силу и возможности человеческого разума, давая сыну следующее наставление: "Пользуйся собственным разумом и утверждай его; обдумывай, исследуй, анализируй все для того, чтобы выработать обо всем здравое и зрелое суждение. Книги и общение с людьми могут оказать тебе помощь, но не предавайся ни тому, ни другому безоговорочно и слепо; испытай их самым надежным мерилом, которое нам дано свыше, − разумом".

Поэтому Честерфилд высказывал озабоченность сложившейся в Англии системой образования молодых людей, когда родители определяли их сначала в школу, потом в университет, а после этого в заграничное путешествие. Школа, по его мнению, только наделяла детей "мерзкими мальчишескими повадками", университет − "грубыми манерами", а самыми "драгоценными приобретениями путешествий становились развязность и верхоглядство". Как и другие просветители, он считал университетское образование оторванным от жизни и не имеющим ничего общего с действительностью.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Педагогическое руководство как педагогический феномен
Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, и культурными целями. Педагогическое руководство предста ...

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.) Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует б ...

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача
В данном параграфе анализируется ключевое понятие исследования "коммуникативные способности"", состоящее из понятий "общение", "развитие" и "способности", а также особенности коммуникативных способностей. Исследование проблемы развития коммуникативных сп ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru