Новое в педагогике » Организация контроля за процессом воспитания и уровнем воспитанности учащихся » Понятие «воспитанность»

Понятие «воспитанность»

Одна из важнейших проблем воспитания - это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие между людьми.

При определении исходных положений об уровне воспитанности нужно исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Уровень воспитанности является критерием оценки качества результатов воспитания.

Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечено - как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются, прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.

Существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.

Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.

К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его нравственного самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, особенно актуальным становится формирование у учащихся способности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне нравственного развития личности.

Смысл воспитания заключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, в формировании способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора. Возникает проблема становления человека как субъекта своей жизнедеятельности, свободного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор. В современной системе образования это достигается не только соответствующей организацией жизнедеятельности учащихся, но и тем, что называют воспитывающим обучением, то есть системой занятий, направленных на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности, вооружения ее способами работы над собой, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Наиболее распространенной формой обучения остается этическая беседа, которая строится чаще всего как монолог учителя, его рассуждения на нравственные темы, как ответ учащихся на заранее известные им вопросы типа «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.


Смотрите также::

Сферы проявления педагогического мастерства
Реальный этап педагогической организация начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у ни ...

Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и ...

Психолого-педагогическая работа библиотекаря
В Соревнованской школе (Кемеровский район) успешно проводит свою работу библиотека, организованная не только для учащихся, но и для учителей. Для ребят библиотека - не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, к ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru