Новое в педагогике » Семья как педагогическая система » Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы

Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы

Страница 1

Тема анализа семьи как педагогической системы – обширна и многогранна. В данной работе анализируется один из аспектов семейного воспитания – успешное формирование личности.

Цель исследования – диагностика отдельных аспектов семейного воспитания. На основании цели поставлена задача проанализировать восприятие ребенка родителями как результатов их воспитания.

Объект исследования – родителя учащихся 9-го класса одной из ростовских школ, всего 41 человек (один из родителей ребенка): из них 26 человек состояло в браке, 15 не состояло (неполная семья). 32 испытуемых было женщины, 9 – мужчины. Возраст испытуемых колебался в диапазоне от 35 до 52 лет.

Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст, образование, профессию, мнение относительно того, кто, как кажется респонденту, глава в его семье.

Гипотеза исследования – зависимость типа семейных взаимоотношений и восприятие родителями ребенка как личности.

Метод проведения исследования – испытуемым было предложено написать в свободном стиле эссе на тему «Мой ребенок – личность» размером не более 300 слов.

В результате исследования были выделены следующие позиции, позволяющие определить отношение родителей к поставленным вопросам: 1. «Мой ребенок – личность» (12 человек, 29,2% опрошенных); 2. «До личности еще расти и расти» (25 человек, 61%); 3. «Не думал над этой проблемой» (4 человека, 9,8% опрошенных).

1. «Мой ребенок – личность!».

Данная позиция характеризуется тем, что родители в своих суждениях очень четко, конкретно и определенно не просто выбрали данное утверждение, но и аргументировали свой выбор. На наш взгляд, очень ценным является то, что родители не идеализируют своего ребенка, а свободно и откровенно говорят как о достоинствах, так и о недостатках растущего человека, принимают его «таким, какой он есть». Здесь оказался совершенно ненужным фактор успешной или неуспешной учебной деятельности, ведь он для родителей – личность состоявшаяся. Они считаются с его мнением, с его интересами, вместе обсуждают и решают многие проблемы (семейные, школьные). Такие родители, обращая внимание на характер, суждения, поведение своего ребенка, обязательно отметят те конкретные жизненные ситуации, где ребенок, на их взгляд, проявил свои личностные качества: отстоял свое мнение и оказался прав, не поддался на уговоры и проявил волю, нашел в себе силы честно признаться в неблагородном поступке, не побоялся открыто сказать то, что думает.

В таких семьях сам ребенок считает себя личностью, потому, что его уважают, с ним считаются, к его мнению прислушиваются, он имеет свои мнения, взгляды на жизнь, не боится рассказать о своих проблемах и спросить совета, несет ответственность за свои действия и поступки. Он рассказывает родителям о своих больших и маленьких победах, огорчениях, неудачах. В этих высказываниях родители, оценивая ребенка как личность, утверждают: «Я люблю своего ребенка таким, какой он есть»; «Я его ценю, уважаю»; «Мой ребенок такой же самостоятельный в принятии решения, как и я».

Как видим, в данном случае налицо все признаки сотрудничества как типа семейных взаимоотношений.

В Приложении приведены примеры эссе родителей, придерживающихся этой точки зрения.

2. «До личности еще расти и расти».

Данная позиция определяется тем, что родители рассматривают личность, как конечный результат своего семейного и, в то же время, школьного воспитания. Позиция родителей здесь более авторитарная, то есть родители как бы оставляют за собой право решать многие (даже не очень важные вопросы) за самого ребенка: определяют ему круг друзей, не считаются с его личными взглядами и суждениями, навязывают свою точку зрения и требуют, чтобы ребенок беспрекословно выполнял требования взрослых, не рассуждая. Сам ребенок постоянно чувствует «ограниченность своей внутренней и внешней свободы»: «Он мало знает о жизни»; «Он мало понимает, а жизнь – штука сложная»; «Она только с виду такая взрослая, а рассуждает, как ребенок»; «Меня не всегда интересует, что он думает»; «То, что говорят ей взрослые, пусть усвоит, тогда и поговорим, личность или нет моя дочь» .

Среди родителей, объединенных нами во вторую группу, нет единства во взглядах. Одни родители (их больше) считают, что личность ребенка они формируют по-разному: поощряют любые положительные поступки, рассказывают многочисленные примеры, делают замечания, консультируются со специалистами. Другие оказывают сильнейшее педагогическое воздействие на ребенка из-за того, что «сомневаются» в нем, его возможностях. Для них он (ребенок) по-прежнему маленький, хотя речь шла о подростках 14-15 лет. Родители часто приводили примеры того, как они в детстве пытались обмануть родителей, совершали такие поступки, которые так и остались неизвестными старшим.

В школе такие ребята ждут постоянной опеки (учителя им помогают во всем), не принимают ответственных решений без указаний взрослых.

В данном случае имеет место элементы диктата и опеки как типа семейных взаимоотношений и подтверждается приведенное выше утверждение о скрытой общности этих стилей. Примеры данной позиции приведены в Приложении.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru