формирование оценок (сформировать оценку ., подвести к пониманию ., подвести к выводу ., научить оценивать различные объекты с позиций научного мировоззрения и т.д.);
формировать взгляды (сформировать .; добиться .; усвоить…, подвести к пониманию .; подвести к выходу .);
в сфере межличностного взаимосогласия – вступить в контакт, выразить мысль, выразить согласие (несогласие), ответить, поблагодарить, присоединиться, сотрудничать, принять участие и др.
Завершая рассмотрение целеполагания и целеобразования в педагогических системах, подчеркнем, что смысл саморегуляции деятельности обязательно предполагает и коррекцию принимаемых субъектом деятельности целей.
Все это происходит на основе диагностики возникшего рассогласования (достижения цели) между целями принятой программы деятельности и результатами ее реализации.
Анализируя подход В.Н. Садовского, Н.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, можно назвать следующие особенности педагогических систем: это органичные, целенаправленные, социальные, самоорганизующиеся, динамические, вероятностные, открытые системы.
Есть все основания отнести педагогические системы к большим. Основания эти таковы:
a) невозможность полной формализации объекта управления;
b) непостоянство структуры и функционирования самого объекта управления;
c) многокритериальность управления и нечеткое задание самих критериев целесообразности;
d) наличие в системах людей, обладающих свободой действия в рамках функционирования системы.
Указанное обстоятельство делает необоснованными современные взгляды на оптимизацию педагогических процессов, открывая широкие возможности для всемерного развития общей теории принятия педагогических решений.
Системный анализ позволяет выделить некоторые особо важные для эффективного функционирования педагогической системы семьи подсистемы. Совершенно очевидно, что здесь на первом месте подсистема: «родители-дети», затем: «дети-содержание», «дети-средства», «родители-содержание», «родители-средства», «ребенок-ребенок».
Рассмотрим подробнее подсистему: «Родители-дети». Здесь с наибольшей силой проявляются такие факторы как:
a) степень связи родителей с ребенком (от полной свободы выбора до жесткой детерминации);
b) взаимодействие биологических (врожденных) обстоятельств с социальными (приобретаемыми) влияниями и свойствами;
c) стиль общения родителей.
Обычно социологи говорят о трех стилях общения: 1) директивном (авторитарном); 2) коллегиальном; 3) либерально-демократическом.
Смотрите также::
Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) ...
Продуктивная деятельность как условие развития воображения
Изучение природы и развития механизмов целостных образов, предваряющих и констатирующих расчлененную и детализированную картину тех или иных фрагментов действительности, в продуктивной деятельности наталкивается на существенные трудности, в частности, при этом встает задача выявления способов объек ...
Развитие спортивной материально-технической базы
Ульяновской области
Развитие физической культуры и спорта неразрывно связано с материально-технической базой. По состоянию на 1 января 2008 года в Ульяновской области имеется 29 стадионов, 22 плавательных бассейна, 760 спортивных залов и 1073 открытых плоскостных сооружений. Статистические данные показывают, что Ульян ...