В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004) и Положением об интегрированном воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста (2002) интегрированное обучение детей с проявлениями аутизма организуется с согласия и желания родителей с обязательным учетом рекомендаций специалистов: врачей, психологов, специальных педагогов. Интегрированное обучение и воспитание таких детей может осуществляться в группах интегрированного обучения и воспитания , в группах для детей дошкольного возраста центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в других учреждениях, а также в процесс обучения на дому.
Для детей с тяжелыми вариантами аутистических нарушений наиболее оптимален вариант, при котором коррекционно-абилитационная работа проводится на дому с первых дней жизни ребенка. В последующем рекомендуется одновременное регулярное посещение центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Для детей с более легкими формами аутистических проявлений (дети 3-й и 4-й групп) возможно обучение в имеющихся группах дошкольного учреждения (специальных или общего типа) с небольшим количеством детей. Там с детьми данной категории проводятся индивидуальные занятия дефектологом, а врачом осуществляется необходимая медикаментозная терапия. Наиболее оптимально обучение, которое охватывает период продолжительностью в 3-4 года.
Коррекционная работа с детьми с аутизмом строится на основе учебного плана, в структуре которого выделяются базовый, коррекционный и личностно-ориентированный компоненты. Базовый компонент включает материал из основных разделов типовой государственной программы.
Работа коррекционного назначения осуществляется специальным педагогом и воспитателем при условии, если ребенок принят в дошкольное образовательное учреждение. Коррекционно-образовательная работа направлена на социализацию детей , на преодоление имеющихся у них нарушений и предупреждение вторичных изменений в физическом и психическом развитии. Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:
● коррекция эмоциональной сферы
● формирование поведения
● социально-бытовая адаптация
Коррекционный компонент реализуется педагогом-дефектологом в форме групповых и индивидуальных занятий. Виды коррекционно-образовательной работы и ее содержание определяются типовой государственной программой и индивидуальной коррекционно-развивающей программой. Воспитатель осуществляет коррекционно-развивающую работу с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе режимных моментов, на занятиях со всей группой и по подгруппам.
Личностно ориентированный компонент реализуется в процессе проведения дополнительных занятий (в кружках) и предполагает формирование у детей социально-значимого опыта.
Индивидуальные планы и программы составляются совместно с педагогом-дефектологом и воспитателем после наблюдения за ребенком в течении первого месяца, и с учетом учебных программ дошкольного учреждения, данных медико-психолого-педагогической комиссии.
Коррекционная работа с ребенком дошкольного возраста проводится ежедневно по индивидуальному плану. Длительность занятия зависит от возраста и состояния ребенка. На занятиях используется принцип дозирования контакта, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок.
Педагоги учреждения образования проводят обязательную консультационную работу с родителями ребенка.
В группе интегрированного обучения работа дефектолога и воспитателя строится на постоянном межличностном взаимодействии.
Интеграция и коррекционная работа позволяют более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями. Различают два этапа коррекционно-развивающей работы. Первый этап направлен на развитие взаимодействия с ребенком и включает работу по установлению эмоционального контакта и развитию эмоциональной сферы, развитию предметно-манипулятивной деятельности и развитию речи. Второй этап отражает работу по формированию разнообразных видов самообслуживающего труда, а также по формированию умений и навыков приема пищи, культурно-гигиенических умений и навыков, умений и навыков самообслуживания и навыков самоорганизации.
В структуре проводимой работы по социальной адаптации важной составляющей является развитие эмоциональной сферы ребенка. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями. вначале нужно купировать, ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций, затем ребенок побуждается к адекватным эмоциональным реакциям в конкретных ситуациях, ему предлагаются готовые варианты подобных реакций для использования их в своей детской жизни.
Смотрите также::
Анализ учебников Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон «Математика-5»,
«Математика-6» с точки зрения наличия задач для формирования умений,
характерных для математического моделирования
Известно, что процесс математического моделирования осуществляется в три этапа: 1) формализация; 2) решение внутри модели; 3) интерпретация. Следует отметить, что в школе больше внимания уделяется работе над вторым этапом моделирования, в то время как формализация и интерпретация остаются недос ...
Краеведческий принцип в обучении географии и его значение
Краеведческий принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных ра ...
Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...