Новое в педагогике » Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства » Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Страница 2

Символика цвета – важный аспект его восприятия и имеет национально-историческое и культурную обусловленность. Вот как описывается значение цветов в христианской культуре в Трактате о небесной иерархии (VI в.): «Белый цвет изображает светлость, красный – пламенность, желтый – златовидность, зеленый – юность и бодрость; словом, в каждом виде символических образов ты найдешь таинственные изъяснения». Главными цветами в христианской символике являются белый, как символ чистоты Христа, сияние его Божественной славы и красный – знак пролитой крови Спасителя.

Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее.

Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве – угнетает нервную систему. Лиловый – успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние. Коричневый – снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.

Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде: сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой – цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий – цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков.

Кроме того, цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста, способное вызывать у них активную эмоциональную реакцию.

Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные задачи.

Общие задачи по обучению цветоведения можно подразделить на две группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:

- учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных работ;

- научить использовать художественные материалы в творческой работе;

- формирование художественно-образного мышления, как основы развития творческой личности;

- добиваться выразительного цветового решения рисунка;

- формирование умения передавать красками объем формы предметов, особенности распределения света и тени на них;

В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:

- развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного мышления;

- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;

- развитие творческих способностей;

- развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.

Воспитание художественного вкуса, интереса и любви достигается обучением основам реалистического изображения окружающей действительности, путем связи тематики бесед об изобразительном искусстве с вопросами, касающимися выполнения рисунков в цвете, путем специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала - репродукции книг, рисунков. Располагая изображенные объекты, выполняя свой рисунок в цвете, ученик выражает свои мысли, свое отношение к реальной действительности. У него складывается характерное цельное представление о том или ином явлении.

Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их работ.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета. Изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное значение для воспитания школьников.

Занятия по обучению цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми. Эти вопросы и будут рассмотрены в следующем пункте данной выпускной квалификационной работы.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Структура темы «Основы термодинамики»
Структура: Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергии, количество теплоты и работа в термодинамике. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный проце ...

Формы организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...

Значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников
Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru