Новое в педагогике » Теоретико-практический анализ структуры речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией » Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Страница 2

Кто спал на моей кровати? (низко);

Кто ел из моей миски? (средне);

Кто сидел на моем стуле? (высоко) Критерии оценки:

4 балла – точное выполнение задания, 3 балла – допускает негрубые ошибки, 2 балла – выполнил 0,5 задания верно, 1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов – отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; бумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

баман, панан, банан, ваван, баван; птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец;

витании, фитамин, витамин; альбом, айбом, альмом, альном;

танки, фанки, шайки, танки, сянки; квекта, кветка, клетка, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук – люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

[п–б, п'–б']: почка–бочка, пашня – башня, порт – борт, пил – бил;

[т–д, т'–д']: тачка–дачка, тоска–доска, подушка–кадушка, тина–Дина;

[к–г, к'–г']: класс–глаз, кора–гора, калька–галька, кит–гид, крот–грот;

[ф – в]: Фаня – Ваня, сова – софа;

[л – в, л' – в']: лоск – воск, лодка – водка, ленок – венок;

[л – и, л' – й]: галка – гайка, стол – стой, галька – гайка;

[р – л]: рожки – ложки;

[р – л']: роза – лоза, храм – хлам, репка – лепка, марина – малина;

[с – з]: суп – зуб, сайка – зайка, росы – розы, коса – коза;

[с – ц]: свет – цвет, лиса – лица;

[ш – ж]: шар – жар, Луша – лужа;

[ч – щ]: челка – щелка, плач – плаш, дочь – дождь;

[ч – ш]: чурка – Шурка, кочка – кошка;

[ч–т']: челка–телка, печка–Петька, речка–редька;

[с – ш]: каска – кашка, мыс – мышь, ус – уж;

[с – ж]: сук – жук, сыр – жир, усы – уши; I

[с – щ]: лес – лещ, плюс – плющ;

[с – ч]: сайка – чайка, нос – ночь;

[з – ж]: роза – рожа, луза – лужа;

[м – м']: Мишка – мышка;

[л – л']: ел – ель, Юля – юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ – объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстный способ – объясняют с помощью синонимов, словосочетании, в предложениях.

3. Смешанный способ – объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные?Объясни их значение».

Тень – день, удочка – уточка, мышка – мишка, коса – коза, дочка – точка, щенок – сынок, рак – лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

Критерии оценки: 4 балла – точное выполнение задания, 3 балла – допускает негрубые ошибки, 2 балла – выполнил 0,5 задания верно, 1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов – отказ или невыполнение задания.

4. Дифференциация слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

На – на – на – па; ка–ка – га–ка.

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на–на–на–па; па–ба–па; ка–ка–га–ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да–та–да; ба–па–ба ; га–ка–га;

та–да–та; па–ба–па; ка–га–ка;

са–ша–са; за–са–за; ца–са–ца;

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Проблемы современной арт-педагогики
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика ...

Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Справочно - библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек и ...

Социальные характеристики учащихся и взаимоотношения школьников
Четвертый компонент педагогического искусства предполагает знание педагогом социологических характеристик ребенка и взаимоотношений детей в группе. Для педагогического искусства социологическая реальность всего лишь отправная точка для организованного педагогического действия. Социологические метод ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru