Новое в педагогике » Теоретико-практический анализ структуры речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией » Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Страница 2

Кто спал на моей кровати? (низко);

Кто ел из моей миски? (средне);

Кто сидел на моем стуле? (высоко) Критерии оценки:

4 балла – точное выполнение задания, 3 балла – допускает негрубые ошибки, 2 балла – выполнил 0,5 задания верно, 1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов – отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; бумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

баман, панан, банан, ваван, баван; птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец;

витании, фитамин, витамин; альбом, айбом, альмом, альном;

танки, фанки, шайки, танки, сянки; квекта, кветка, клетка, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук – люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

[п–б, п'–б']: почка–бочка, пашня – башня, порт – борт, пил – бил;

[т–д, т'–д']: тачка–дачка, тоска–доска, подушка–кадушка, тина–Дина;

[к–г, к'–г']: класс–глаз, кора–гора, калька–галька, кит–гид, крот–грот;

[ф – в]: Фаня – Ваня, сова – софа;

[л – в, л' – в']: лоск – воск, лодка – водка, ленок – венок;

[л – и, л' – й]: галка – гайка, стол – стой, галька – гайка;

[р – л]: рожки – ложки;

[р – л']: роза – лоза, храм – хлам, репка – лепка, марина – малина;

[с – з]: суп – зуб, сайка – зайка, росы – розы, коса – коза;

[с – ц]: свет – цвет, лиса – лица;

[ш – ж]: шар – жар, Луша – лужа;

[ч – щ]: челка – щелка, плач – плаш, дочь – дождь;

[ч – ш]: чурка – Шурка, кочка – кошка;

[ч–т']: челка–телка, печка–Петька, речка–редька;

[с – ш]: каска – кашка, мыс – мышь, ус – уж;

[с – ж]: сук – жук, сыр – жир, усы – уши; I

[с – щ]: лес – лещ, плюс – плющ;

[с – ч]: сайка – чайка, нос – ночь;

[з – ж]: роза – рожа, луза – лужа;

[м – м']: Мишка – мышка;

[л – л']: ел – ель, Юля – юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ – объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстный способ – объясняют с помощью синонимов, словосочетании, в предложениях.

3. Смешанный способ – объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные?Объясни их значение».

Тень – день, удочка – уточка, мышка – мишка, коса – коза, дочка – точка, щенок – сынок, рак – лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

Критерии оценки: 4 балла – точное выполнение задания, 3 балла – допускает негрубые ошибки, 2 балла – выполнил 0,5 задания верно, 1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов – отказ или невыполнение задания.

4. Дифференциация слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

На – на – на – па; ка–ка – га–ка.

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на–на–на–па; па–ба–па; ка–ка–га–ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да–та–да; ба–па–ба ; га–ка–га;

та–да–та; па–ба–па; ка–га–ка;

са–ша–са; за–са–за; ца–са–ца;

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Общее и особенное в генезисе воспитания и школы
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Э ...

Требования к современному уроку географии
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Урок нельзя рассматривать только как форму пере ...

Программа обучения лепке в детском саду
Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание – изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавл ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru