Новое в педагогике » Психологические идеи Абая Кунанбаева » Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности

Страница 3

Абай учит, что основой всего на земле, в том числе и для науки, является человечность, гуманность. Она, как и любовь, душевность, справедливость, составляет сущность человека. «Люди не могут обходиться без этих начал, — говорит Абай. — Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу». «У кого больше чувства справедливости и любви, тот — ученый, тот — мудрец».

Учась на мудрости других, — своих современников или предшественников — человек обязан уметь отделять истинное от надуманного, зерно от шелухи. Чтобы верно оценить слово, ум, мудрость, недостаточна поверхностная оценка, необходимо смотреть глубже, распознавать сердцем.

Человек науки не должен быть кичлив. Иначе он не переспросит у мудреца непонятное. Такой человек любит только поучать, а сам меньше всего учится. Он и невнимателен и беспечен.

Абай считает, что наука имеет демократический характер, она должна служить одинаково для всех, ее может перенимать любой у любого. Внимать нужно мудрости, а не внешнему лоску человека. Самым верным и самым умным советчиком в этом отношении является книга, к которой можно обращаться без всякого опасения.

Подобные же мысли щедро разбросаны в «Словах назиданиях Абая: «Без науки нет блага ни на том ни на этом свете». Примечательно, что последнее, «Сорок пятое слово», заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний . тот и обладает миром». Или: «Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем».

Далее Абай утверждает, что ученый должен обладать сильным и крепким характером, он должен иметь волю, которая помогает ему добиться того, к чему он стремится. Твердость духа и воли должны служить разуму.

Абай не был профессиональным педагогом и ученым. Однако ценность его высказываний именно в этом плане несомненна для нас. Откуда же_Абай черпал всю эту мудрость, которая сегодня становится объектом исследований и для философа, и для психолога, и для педагога? По нашему убеждению, Абай был, прежде всего, педагогом по призванию. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенным, как и всякий жадный до знания человек. «Хорошо ли я прожил? — задавал себе Абай вопрос. Всего было вдоволь в этой жизни, — пишет поэт, — и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор . Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и броскости человеческой жизни».

Таких горьких признаний, смелых и самокритичных по своему духу, не мог сделать человек, несовершивший в жизни ничего значительного. Терзаясь мыслью, чему же посвятить остаток жизни, Абай, перечислив ряд задач для себя и отвергнув все, останавливается на единственно правильной: «Возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово, — писал Абай, — и если нет — мои слова останутся при мне».

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обнов ...

Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема
В современном российском обществе давно назрела необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В социальной сфере - это совокупность госуд ...

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет
Методика "Солнце в комнате" Основание. Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru