Условия организации технологий.
- наличие достаточного количества различных учебных и учебно-игровых приёмов материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними;
предоставление возможности свободного выбора материалов, вида деятельности, партнёров по совместной деятельности и т.д., что делает обучение личностно-ориентированным;
соблюдение в равной степени интересов детей и требований государственных программ, что является наиболее эффективным в деятельности данных технологий;
осуществление замены фронтального способа организации учебно-воспитательного процесса на индивидуально-групповой, позволяющий каждому ребёнку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;
установление отношения равной кооперации между тремя важнейшими субъектами, включенными в процесс обучения и воспитания: семьей, школой и социумом. При этом в семье отводится приоритетная роль.
Таким образом, в образовательной модели «Шаг за Шагом» ребёнок рассматривается как единое целое и как часть своей семьи и сообщества.
Технология модульного обучения.
Модульная технология (по Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко) преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) работает по целевой индивидуальной программе.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
заключительный блок информации;
целевую программу действий ученика;
рекомендации учителя по её успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Отличия модульного обучения от других систем состоит в следующем.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формулируется для обучающегося и содержит в себе указания не только на объём изучающего содержания, но и на уровень его освоения.
Изменяется форма общения учителя с учеником. Оно осуществляется через модули, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.
Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целепологанию, самопланированию, самоорганизации и самоконтроля.
Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения – содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умению трудится с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
При разработке модулей необходимо исходить из следующих принципов.
Реализованная обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом водный и выходной контроль более жёсткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный – мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся.
Учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме.
При построения модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация.
Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Первый шаг – определение интегрирующей цели модуля.
Второй шаг – разбивка на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.
Третий шаг – формулирование цели каждого учебного элемента.
Четвёртый шаг – определение содержания каждого учебного элемента.
Пятый шаг – формулирование рекомендаций учащимся.
Технология интерактивного обучения.
Технология интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целено правленого усиленного межсубъективного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития.
Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного дела. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки или занятия по какой-либо дисциплине.
Смотрите также::
Средневековый университет. Происхождение
Первоначально слово «университет» не имело ничего общего со школой. Им называли любое сообщество людей, связанных взаимной присягой. Этот корпоративный вид объединения людей отличали горизонтальные связи – вместо тех, которые основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. «Универс ...
Общая характеристика учебной и игровой деятельности
дошкольника при формировании самостоятельности
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...
Влияние игровой деятельности детей дошкольного возраста на психическое
развитие
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы челове ...