Педагогика в трудах Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и ряда других ученых получила в России не только научное, но и религиозное (православное) обоснование [6, с.235].
Состояние знания в православной педагогике середины XIX века и важнейшие тенденции его дальнейшего развития были обусловлены общим прогрессом науки и внутренней логикой развития педагогической теории. Традиционно связанное с православной педагогикой богословие (святоотеческая мысль) стало составлять, совместно с философией, наиболее существенную часть той среды, в которой формировалось научно-педагогическое знание православной педагогической культуры. Результатом явились педагогические идеи, которые составили базис современной теории православной педагогики, ее содержательное ядро: обоснование принципа народности воспитания и создания русской национальной школы, сочетающей светское образование с духовно-нравственным воспитанием детей на основе православной веры (К.Д. Ушинский); обоснование необходимости религиозного воспитания в контексте принципа природосообразности (архиеп. Фаддей (Успенский)); «воцерковление» школы, означающее внутреннее проникновение духа Церкви в устроение школы; содействие школы в первую очередь духовному росту личности через раскрытие и укрепление религиозных сил души; необходимость рассмотрения цели и проблем воспитания личности в свете христианской антропологии; психолого-педагогическое обоснование приоритета духовной стороны в жизни человека и необходимости воспитания «в свободе и к свободе» (прот. Василий Зеньковский) и др.
Следуя святоотеческой и религиозно-философской мысли, антропологическим представлениям о человеке в христианстве, православно-ориентированные ученые и педагоги настаивали на целостности образования при приоритете духовно-нравственного развития личности, осуществляемого в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью индивида. Эта мысль стала своеобразным кредо православной педагогической культуры. Соответствующим идеалом образовательного учреждения представлялась народная школа, взаимодействующая с Церковью.
Окончательные условия для институирования православной педагогической культуры были созданы в 20–60-х годах ХХ века в среде русского зарубежья. Прот. В. Зеньковский, Н.Н. Афанасьев, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С. Четвериков, А.С. Четверикова и другие в своих трудах обосновали значение религии и церкви как факторов социализации и национальной идентификации, охарактеризовали особенности религиозной жизни детей и религиозного воспитания. Для данных ученых характерно исследование проблем педагогики в связи с особенностями русского религиозного сознания, которое они считали частью национальной культуры. При этом у них проявилось стремление не только сохранить православную традицию в образовании и воспитании детей, но и освободить ее от излишнего клерикализма и необоснованного догматизма, связав с современными исследованиями в области психологии, философии, педагогики и жизненными потребностями русской эмиграции.
Результатом деятельности педагогов русского зарубежья стало построение целостной религиозно-педагогической парадигмы теории воспитания, основанной на православной антропологии и осмыслении основных понятий педагогики в контексте православной культуры. Основные идеи этой парадигмы обозначены прот. В. Зеньковским в работе «Русская педагогика в ХХ веке». Основой жизни человека признавалась духовная жизнь, соответственно религиозный духовный процесс возрастания образует «истинную и последнюю» тему воспитательного воздействия на детей. Православно-ориентированная школа призвана содействовать духовному росту личности, развитию религиозных сил души, что требует от нее церковного характера.
В России научные изыскания в области православной педагогической культуры были возобновлены с середины 90-х годов ХХ века. Они посвящены изучению влияния православия на развитие отечественного образования, анализу духовно-нравственных традиций, принципов и форм православного воспитания, исследованию творчества православных ученых, педагогов, святых отцов и учителей Церкви.
Таким образом, результатом исторического пути становления и развития теоретического знания в православной педагогики России стало наличие в его структуре двух взаимодополняющих областей: одна связана с развитием святоотеческой (церковно-педагогической) мысли, другая – с научным осмыслением накопленных православной педагогической культурой фактов и приведением их в систему.
Смотрите также::
Жизнь студентов в 60-е годы ХІХ века
Крайняя скудость материальных средств была уделом многих студентов. Некоторые из них приходили в университет за сотни верст пешком. Здесь их часто ждали полуголодная жизнь, неустроенный быт. Не на что было одеться, обуться, даже купить свечи. В.В. Берви рассказывает, что обследование материального ...
Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы
со словом
Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах. Анализу подверглись конспекты уроков таки ...
Общее понятие о воображении
Воображение-это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живёт жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т.д. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика ...