В тренажерах 1-го поколения (Т1П) модели строятся на основе известных статических и динамических характеристик объекта. В большинстве случаев источником этих характеристик являются опытные данные, полученные непосредственно на работающем объекте. Иногда для получения каких-то характеристик могут использоваться расчетные методы (например, в работах ВТИ и ОРГРЭС рассчитывались кривые разгона на основе так называемого «Нормативного метода расчета динамических характеристик прямоточных парогенераторов»). Модель в целом строится как программная система, которая воспроизводит известные режимы и процессы объекта. При этом структура модели преимущественно воспроизводит структуру каналов, связывающих входные воздействия с выходными переменными. Объект, по существу, оказывается черным ящиком: его технологическая структура, конструктивные характеристики, физические законы, лежащие в основе протекающих в нем процессов, остаются вне пределов модели. Динамические характеристики, на воспроизведении которых основывается модель, чаще всего рассматриваются как линейные (не зависящие от величины и знака изменения входных воздействий). Существенные достоинства подобных моделей:
– практически отсутствует проблема обеспечения устойчивости решения, поскольку количество обратных связей минимально; это позволяет осуществлять решения при относительно больших шагах по времени, т.е. малыми затратами машинного времени – а это существенно снижает требования к вычислительной мощности используемых для моделирования компьютеров;
– возможность четко разделить работу по созданию моделей между специалистами различных специальностей: одни определяют характеристики и строят схему каналов, другие – воспроизводят в компьютере эту схему и характеристики; причем этим последним – математикам и программистам – вовсе не обязательно понимать технологию и физику процессов.
С другой стороны, этому подходу свойственны существенные недостатки:
– низкая точность, являющаяся следствием, во-первых, того, что существенно нелинейный объект (каким является энергоблок) воспроизводится как линейный, и, во-вторых того, что любые исходные характеристики, полученные экспериментально на действующем объекте, заведомо имеют невысокую точностью;
– низкая достоверность процессов, которые могут быть воспроизведены на такой модели для промежуточных (интерполяция) и особенно выходящих за рамки опытных данных (экстраполяция) режимов, в частности, для пусков различного вида;
– такая модель не может быть построена для объекта, для которого еще не определены опытные характеристики, т.е. для объекта, находящегося в стадии проектирования, строительства или монтажа.
Следствием низкой точности и достоверности модели в промежуточных режимах оказывается то, что в них весьма часто не сводятся тепловой и массовый балансы, причем этот недостаток пользователи обнаруживают в первую очередь.
Смотрите также::
Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопоз ...
Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруж ...
Особенности занятий при обучении иноязычному общению дошкольников
На ранней ступени обучения язык должен прежде всего рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем ...