- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
- Будущее мальчика «с ручкой»?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
- Зачитаем последние строки I части.
- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть – само по себе законченное произведение.
- Что объединяет обе части? (Тема – детская доля в России).
- Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.
- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)
1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).
3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме».
4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке».
(Пересказ каждой композиционной части.)
- Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» – городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Докажите текстом (его состояние – холод, голод – нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).
- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).
- Анализ эпизода: «Господи, какой город! .»
1) Роль пейзажа.
2) Интонация и лексика рассказа.
3) Фраза Достоевского.
- Основной образ (страшный город, мороз).
- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).
- Стилистика – детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).
Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).
- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
- И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»
Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.
Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.
Смотрите также::
Отметка и личность школьника
Общение с окружающими, признание и любовь близких людей являются важнейшими потребностями ребенка. Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у него болезненные переживания. В случае, когда низкая успеваемость в школе становится причиной отчуждения между ребенком и его родными, он начинает скр ...
Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явления
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа. Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского с ...
История исследования одежды русских крестьян Южного
Алтая
Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым". Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обесп ...