Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности

Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности

Страница 1

Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения. В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной: "…развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности".

Основой, с позиции которой мы будем подходить к решению проблемы самоопределения является представление о ценностно-смысловой природе профессионального самоопределения. Обусловлен такой подход тем, что ценностные ориентации, являясь элементами структуры личности, определяют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (единицы) морального сознания - основные его идеи, понятия, ценностные блоки, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы.

Теоретической основой нашей работы послужила статья Гинзбурга М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения», поэтому личностное самоопределение мы будем понимать как формирование человеком собственного ценностно-смыслового единства и его реализацию, а профессиональное самоопределение как сознательный выбор профессии (профессионального направления) для себя.

Гинзбург предложил интересную типологию самоопределения. Он выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как «совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действия – актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее».

«Психологическое настоящее, - отмечает далее М.Р. Гинзбург, - существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относится к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание – т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)».

Аналогично выделяются психологические пространства для прошлого и будущего. В частности, прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) – опытом в его традиционном понимании. Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости – конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами.

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная активность. У людей с разной степень успешности, работающих в рамках одной профессии, может различаться уровень жизни, но базовая система ценностей примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте. В рамках этой концепции хотелось бы подчеркнуть, что (независимо от привычных речевых штампов) ценности не существуют вне отношения «субъект- объект», и их не следует отождествлять с чем-то существующим вне и независимо от субъекта. Наше житейское сознание обращено к окружающему миру, и мы сплошь и рядом ценностями называем то, что, как кажется, существует «объективно». Это одна из многочисленных иллюзий, упрощающих нашу жизнь. Кустарник или дерево для биолога могут быть цены как проявление «живого» и носители определенных породных свойств, для архитектора – как возможное обрамление фонтана или фасада здания, для инженера по деревообработке как сырье для будущей деревянной конструкции, для «дикого» туриста – как материал для костра и т.п. Ценность – это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Условия выбора метода обучения
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. "Цель, — писала Н. К. Крупска ...

О личности Кандинского
Вполне логично будет начать с рассказа о личности нашего героя, Василия Васильевича Кандинского. В данном случае именно его пример был выбран автором этой работы далеко не просто так. Давайте обратимся к первичной информации об этом человеке, которую мы получим почти из любого справочника: "Ва ...

Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru