Новое в педагогике » Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов » Средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике

Средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике

В дидактике и педагогики под понятием средства обучения

понимаются материальные объекты и носители учебной информации и предметы естественной природы, а так же искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебном процессе в качестве инструмента их деятельности.

Задачи в обучении математике играют очень большую роль. Фридман Л.М. в одной из своих работ определяет значение этой роли с двух сторон. С одной стороны, он говорит о том, что «конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащимися методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, он выделяет то, что «полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью решения учебных и математических задач». Он приходит к выводу, что « решение задач в обучении математике выступает и как цель и как средство обучения».

Выделим различия математической задачи и учебной. Стефанова Н.Л. и др. выделяют то, что «в математической задаче получают математический факт (корень уравнения, график функции и т.д.)

В учебной задаче – учебный факт, т.е. знание на уровне обобщения, когда оно выполняет функции метода обучения или учебного познания».

Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность приводит к необходимости составления соответствующих исследовательских заданий.

Исследовательские задания нестандартны по формулировке проблемы, по способам нахождения их решения, для них характерны как многовариантность способов их решения, так и верных ответов. Для их решения необходимо выдвижение нескольких мощных идей, связывающих различные разделы математики (геометрию и комбинаторику, геометрию и математический анализ и т. п.) Решение их может быть получено только путем следования известному алгоритму, оно требует выдвижения нескольких гипотез, поиск решения их не обходится без догадок, эвристик. Процесс решения исследовательских заданий не конечен: полученное решение порождает новую проблему, имеет свое развитие, углубление в сформулированную проблему. Исследовательское задание представляет собой серию задач, составляющих как бы единое целое, так как в ней рассматривается общая проблема, которая реализуется в различных частных случаях. Результатом решения исследовательского задания является не только получение новых сведений об исследуемом объекте, но и получение новых, раннее неизвестных учащимися методов решения.

И.Я. Лернер, под исследовательской задачей понимает задачу, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым, находимым при помощи системы действий умственного или практического характера, смысл которых – в обнаружении не заданных в условии задачи связей, а в построении неизвестных субъекту преобразований. В. Оконь под задачами-проблемами понимает такие задачи, в которых содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению.


Смотрите также::

Лучшие сказки социальны по своей сути
Другое дело, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знани ...

Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...

Сферы проявления педагогического мастерства
Реальный этап педагогической организация начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у ни ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru