Новое в педагогике » Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста

Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. Развитие и диагностика мышления наиболее актуальная тема в обществе в силу того, что от правильности течения развития мышления и своевременной его диагностики зависит в будущем способности человека, кроме того, развитие программ мышления привели к тому, что в настоящее время разрабатывается программа «искусственного интеллекта». Но сопоставляя анализ мышления человека и машины, например компьютер для игры в шахматы, выделяются ряд различий:

преимущественно алгоритмическое мышление компьютера с точно определенными ситуациями и целями

отсутствие в его деятельности всего широко спектра эмоциональных состояний – от сомнений до предельной мобилизации психической активности, называемой вдохновением

отсутствие мотивации разного уровня и силы

отсутствие всех субъективных факторов, помогающих найти решение

если рассматривать искусственный интеллект как усилитель человеческого, так как он сам – орудие человеческой деятельности, то естественно предположение и о возможном ослаблении человеческого интеллекта, так японские психологи неоднократно отмечали понижение мыслительной активности у детей, слишком часто обращающихся за помощью к компьютеру.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность данной темы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.

К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования.

Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте.

При этом поставлены следующие задачи:

Обобщить материал по проблеме мышления в психологии.

Рассмотреть возрастные особенности мышления у подростков и юношей.

Исследовать особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.

При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования.

Метод научного познания – способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний между существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Методы тестирования и статистической обработки полученных данных.

Теоретическое исследование и его методы – анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения.

Обобщение передовой практики – вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта.

Предмет данной работы - непосредственное изучение особенностей мышления подростков и школьников юношеского возраста. Объект работы - сам процесс мышления в подростковом и юношеском возрасте как структурная единица психических процессов человека.


Смотрите также::

Сценарий уроков по романам писателей-фантастов
Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературы. Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»). Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться ...

Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России
Зарождение феномена православной педагогической культуры в России было обусловлено определенными социально-историческими условиями, которые характеризовались принятием Православия как государственной религии и созданием мета образовательного пространства развивающего типа, направленного на духовное ...

Задачи по знакомству в детском саду
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего пок ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru