Новое в педагогике » Формирование у дошкольников самостоятельности » Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности

Понятие «самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:

совокупность средств, знаний и умений;

побуждение к действию.

Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной установкой.

Самостоятельность – не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:

– способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;

– способность обособлять свои позиции;

– способность к независимой реализации структурных блоков деятельности;

– планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других;

– соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности.

По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность – это человек:

– существующий отдельно от других, независимый;

– решительный, обладающий собственной инициативой;

– выполняемый действие без помощи.

Леонтьев А.Н. понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию.

Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.

Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В. – приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь «цель-результат» – вот их основные факторы, определяющие самостоятельность. Самостоятельность – постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание. Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности.

На этот вопрос мы можем ответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Также на самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» я пришла к выводу:

Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».


Смотрите также::

Решение ситуационных производственных задач
Этот метод используется для формирования у учащихся профессио-нальных умений. Основным дидактическим материалрм служит ситуацион-ная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащими-ся. Ситуационная задача до ...

Воображение и творчество
Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной ...

Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников
В данном параграфе определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Исследование этапов: Начальный (констатирующий) – получение информации об уров ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru