Новое в педагогике » Дидактические принципы начального обучения математике » Цели начального обучения математике

Цели начального обучения математике

Цели обучения математике в начальных классах отвечают общим целям обучения в средней школе в соответствии с требованиями реформы. Средняя общеобразовательная школа призвана готовить высокообразованных, всесторонне развитых, активных членов социалистического общества, способных к творческому труду. Большинство профессий требует определенной математической подготовки. В современных условиях математические знания, владение характерными для математики методами и специфическим языком – обязательный элемент общей культуры. Изучение математики способствует формированию научного мировоззрения учащихся, воспитанию трудолюбия, честности, дисциплинированности и других моральных качеств. Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения математике, готовность к упорному труду, преодолению трудностей будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию изберет каждый из них после окончания школы.

Таким образом, из сказанного видно, что обучение математике в школе, в том числе в начальных классах, преследует достижение четырех взаимосвязанных целей: общеобразовательных – овладение учащимися определенным объемом математических знаний, умений и навыков в соответствии с программой; воспитательных – формирование марксистко-ленинского мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к труду; развивающих – развитие логических структур и математического стиля мышления; практических – формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач.

Изучение математики в 5-11 классах базируется на математической (а, точнее предматематической) подготовке, полученной учащимися при обучении в начальных классах.

Согласно Типовой программе по математике для 1-4 классов, школьники, оканчивающие 4 класс, должны знать: таблицу сложения (однозначных чисел) и соответствующие случаи вычитания; таблицу умножения однозначных и соответствующие случаи деления; названия и обозначения единиц важнейших величин – длины (км, м, дм, см, мм), массы (кг, г), площади(м2, дм2, см2), скорости (км/ч, м/с), времени(ч, мин, с).

Школьники, оканчивающие 4 класс, должны уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; выполнять несложные устные вычисления; производить устные вычисления; производить письменные вычисления(сложение и вычитание чисел в пределах миллиона, умножение двузначного и трехзначного чисел на однозначное, двузначное и трехзначное числа, деление трех-, четырех-, пятизначного числа на однозначное и двузначное числа); называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумму, разность, произведение и частное); вычислять значение числового выражения (в том числе выражения со скобками), содержащего 3-4 арифметических действия, с помощью правил порядка выполнения действия и свойств арифметических действий; решать простые текстовые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия и смысл отношений "меньше на", "больше на", "меньше в", "больше в"; решать составные задачи и задачи, требующие знания зависимости между важнейшими величинами (скоростью, временем и расстоянием при равномерном прямолинейном движении, ценой, количеством и стоимостью товара, площадью прямоугольника и длинами его смежных сторон и др.); распознавать и изображать (с помощью циркуля, угольника и линейки) простейшие геометрические фигуры (точку, отрезок, ломаную, окружность, круг, прямоугольник); измерять длину отрезка, длину ломаной; строить отрезок данной длины; вычислять периметр и площадь прямоугольника.

Перечисленными знаниями и умениями должны овладеть все учащиеся 4 класса. Исходя из этого заданного результата обучения, знания и умения "распределяются" по классам, годам обучения в соответствии с программой. Многие из перечисленных знаний и умений формируются постепенно в течение четырех лет обучения.

Например, умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона ученик приобретает начиная с первого класса.

Параллельно с этим учащиеся овладевают умениями устных и письменных вычислений, решения арифметических задач. В процессе начального обучения математике у учащихся формируется также некоторые черты математического и логического стиля мышления.


Смотрите также::

Научно-методические основы организации текущего контроля по математике
Методы текущего контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: Устный опрос. Письменн ...

Методика организации текущего контроля при изучении квадратных уравнений в 8 классе
В данном параграфе приведем примеры уроков по теме «Квадратные уравнения». План опроса по этой теме мы составили выше. Если рассматривать дидактические материалы и разработки самостоятельных работ, то в дидактических материалах к учебнику Алгебра – 8 под редакцией Теляковского самостоятельные работ ...

Признаки творческой личности
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомне ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru