Новое в педагогике » Арт-терапия как инновационная технология арт-педагогики

Арт-терапия как инновационная технология арт-педагогики

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.


Смотрите также::

Сущность педагогического искусства
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убеж ...

Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта ...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru